КАРЕЛИЯ, АВГУСТ 2009

Просмотров: 8004  |  размещен 07.10.2009

БЕЛОМОРСКИЕ ПРОГУЛКИ

Карелия, август 2009

Чуть ли не целый год я мечтала, как поеду летом в Крым. Ну, или хотя бы просто на Черное море. Строила планы, копила финансы. Но когда подошло время, компании не оказалось. А ехать в одного как-то неуютно… Да и что там одной-то делать?! В гарем…

Зато обстоятельства так сложились, что мне предложили поехать в Карелию и на Белое море. Ну что ж, Белое оно, конечно, не Черное. Но тоже море. Поехали!

Беломорские прогулки наши начались, собственно, с Беломорска. И хотя привезли нас туда на автомобиле, начать свою экскурсионную программу мы решили с ж/д вокзала. И сподручнее так. И уезжать нам потом с него. Маленький вокзальчик, 4 линии рельс и бараки вокруг. Хотя и сам Беломорск впечатления хорошего не произвел. Еще по дороге погода начала портиться. Солнце исчезло абсолютно, а ему на смену пришли кучи облаков. Серых и унылых, висящих прямо над головой. И ветер дополнял эту мрачную картину. Наверное, поэтому город произвел впечатление безысходности. Весь серый, ветреный. Бараки чередуются с хрущевками. Вышли на главную улицу Порт-шоссе. Целью было найти музей. Местный люд очень удивлялся: «Музей? Ну да, есть, наверное, где-нибудь в центре». Стали искать центр. Оказалось, что мы его уже нашли, и это и так центр Уныло… Музей тоже не нашли. Собственно, нужен он нам был вторично. Нас интересовали билеты на Соловки. И не найдя ничего на ж/д вокзале, мы предположили, что уж в музее-то что-нибудь быть должно. Неожиданно встретили магазин. Вывеска гласила: «Хлеб, молоко, колбасы, билеты на Соловки». То, что нужно! В обычном продуктовом магазине отгороженный закуток – это турфирма. Билеты туда-обратно 1500 рублей. Так-то мы подозревали, что есть подвох. Потом уже выяснилось, что билеты можно было взять прямо у парома. Это сэкономило бы 500 рублей. И мы не подозревали, что 2 дня на островах ничтожно мало. И гиды местные нас не проинформировали. Увы…

самое интересное - под ногами

Интересна природа здешних мест. Самое большое впечатление под ногами! Идешь так себе, идешь по асфальту центральной улицы, а потом, хоп, и вместо асфальта срезанный фундамент кристаллического щита! Или кусок фундамента дома заменяет скальная порода, уходящая нижней своей частью в недра литосферы Вот уж это впечатляет действительно. И хотя читать об этом приходилось неоднократно. Но! Совсем другое дело увидеть это своими глазами. Пока бродили по «центру» встретили массу таких вот интересных выходов. Здесь же заканчивается система шлюзов Беломорско-Балтийского канала. И то ли это от него слив, то ли просто река, но поток воды мощью как у самой настоящей горной реки перекатывается по неровному руслу!

На первый день у нас была запланирована экскурсия на Беломорские петроглифы. Поэтому своим ходом мы туда и отправились. 9 км по дороге прошлись достаточно быстро. Тем более что от трассы стоял указатель на нужный поворот, а там уж разобрались куда идти.

Рисунки древнего человека мне приходилось видеть и раньше. Но! Не в таком количестве! Только вышли на плато (Залавруга), сразу подбежали пацанята и предложили платные услуги. Мы же решили, что нам достаточно информации из интернета и путеводителя. Тем более что стригут там нашего брата туриста только так. Побродили сами. Особого труда отыскивать рисунки не составило. Около всех крупных групп сооружены деревянные площадки. А сами рисунки несколько лет назад обработали спецсоставом, чтобы они отличались на фоне серого гранита. Так что выглядит большая их часть так, будто еще вчера мальчик Льок (А.М. Линевский «Листы каменной книги») их нарисовал. Первое впечатление: я не поверила! Не поверила, что в такой изумительной сохранности дошли до наших дней изображения шеститысячелетней давности. Ведь тут и море поработало, и ледник! Хотя, надо упомянуть, что они не совсем рисунки. Каждое изображение представляет собой сотни компактно расположенных углублений. Глубина ямочек настолько крохотная, что кажется, будто это начертано мелом или какой-то светлой краской. Ну и сам замысел! Чего там только нет! Более 2000 изображений самой разной величины! От совсем крохотных человечков, до метровых оленей, которые целым стадом движутся по камню навстречу охотникам. Сюжеты, в основном, об охоте и рыбалке. Хотя есть и бытовые сценки. И что-то вовсе непонятное в стиле «люди в черном». Парнишки-экскурсоводы не только туристов там сторожат, они еще и охранную функцию выполняют. Как они нам сказали, многие изображения еще не расчищены. И действительно, местами мы натыкались на замшелый гранит, который слегка-слегка приоткрывает кусочек очередного рисунка. Но все изображение не видно из-за накипи лишайников и мха. Некоторые изображения и вовсе оказывались на дне водоемчиков в углублениях плато. Побродили-побродили, решили идти на ночь на Бесовы следки. Чуть дальше в сторону ББК. Там тоже были обнаружены стоянки древнего человека, но та территория, как бы уже не входит в зону охраняемого (пусть и весьма посредственно) комплекса.

На сам гранитный островок у порога Шойрукша мы не попали. Местный «археолог» сказал, что только на Залавруге мы сможем что-то увидеть. И только потом в Перми я узнала, что есть еще наскальные рисунки «Бесовы следки», над которыми ныне, на бывшем русле реки, перекрытом плотиной гидроэлектростанции, возведен бетонный павильон со стеклянной стеной Так что знакомство с петроглифами оказалось не полным… На следующий день мы отправились все-таки в музей. Хотя там совсем ничего не оказалось о петроглифах. Была только небольшая экспозиция о поморах, да о Заонежском кружеве. И опять же в Перми я узнала, что по петроглифам есть отдельный музей. Прямо там, у шлюзов… Сервис, блин.

До нашего отъезда на Соловки был еще день. Поэтому мы решили разведать дорогу до порта. Экскурсионная фирма нарисовала нам карту, как добраться. Но девушки явно забыли раздел географии 6 класса, посвященный масштабу. Все обозначенные приметы уже закончились, а моря мы так еще ни разу и не увидели! И транспорт городской туда не ходит. Начало появляться беспокойство. Как так! Беломорск – один из ближайших пунктов заброски на острова, и даже нет автобуса от их центра до парома… Но почти в разгар крамольных мыслей на тему «туда ли мы пошли?», мы увидели маленькую и невыразительную табличку-указатель «на Соловки». И потом еще долго топали по этому указателю. Море появилось неожиданно! Вот уже действительно так и есть! Пребывая третий день в Беломорске, мы только сейчас увидели Белое море. На самом выходе на побережье нас встретила стайка собак. Разномастных, но одинаково крупных. Облаяли, как положено, и скрылись. И только один огромный черный пес с проседью остался с нами. Собака была доброжелательна. Несмотря на свои немалые размеры, скакала от радости, ластилась. По-моему пес настолько стар, что попутал нас с кем-то из своих знакомых. Уж больно он весел сделался.

Вышли к морю. Ветер почти сдувал. Даже не слышно было друг друга с двух метров. И чайки. Сотни разных чаек. Длинная насыпь уходит километра на 1,5 в залив. И где-то в конце ее виднеются портовые постройки и КПП. А у самого ее начала каменным куполом торчит небольшой полуостровок метров 15 в длину и 7 в ширину. На него-то мы и перешли. В бинокль разглядывали окрестности, порт, чаек. Снова чаек, порт и окрестности. И собака «наша» тоже спокойненько так сидит, смотрит то в небо, то на горизонт. Блаженство! Так замечательно было сидеть на этом клочке суши: с трех сторон вода, молодые чайки галдят, собака теплым боком прижимается, пронизывающий ветер и прибой. И ни малейшего просвета в низком свинцовом небе! Просидели на мысу минут 40. И за все это время ни разу не обернулись за спину на сушу. А когда обернулись, было уже поздно. Наш полуостров оказался самым настоящим островом. И если бы сорока минутами раньше я сюда не пришла сама, то и не поверила бы, что это возможно. Прибой теперь бил в сам берег, а то местечко, где мы прошли, выглядело очень неприветливо. Можно было, конечно, подождать следующего отлива, но мы решили все-таки идти. Я вытащила сапоги, а Игорь с собакой просто пошли напрямик. Ну, или им так показалось. Мне же высоты сапог едва-едва хватило. И ведь всего за 40 минут!!!

Пошли по косе до КПП. Там нас встретил добродушно-разговорчивый сторож. Он подтвердил, что паром действительно будет. И вот он уже даже стоит. Так что в 8 утра следующего дня мы можем прийти. А ночевать он нас готов даже к себе в сторожку пустить. Оно, конечно, не дворец, но и не на ветру ведь. Но Игорь прикинул, что общительность сторожа хорошо подогрета сорокоградусной. А еще не ночь и даже не вечер и, следовательно, полулитрой дело не обойдется, пока мы будем ночевать. А к такому удару его почки не готовы. Поэтому мы вежливо отнекались от ночевки. Доброжелатель наш на этом с нами не распрощался, а весьма любезно указал, где нам можно поставить палатку, чтоб не возвращаться на сушу. Мы ушли на другую сторону косы и поставили свой дом там. Разумеется, никаких сухих деревьев не было. Их почти совсем не было. Костер топили остатками какого-то корабля. Нам хватило буквально небольшого куска обшивки, чтоб и прокормиться и погреться. Пес наш от нас так и не ушел. Пока я готовила ужин, он пристально наблюдал, но почти не пытался ничего съесть. Один только раз его заинтересовала картошка. Но, похоже, он все-таки слеповат, так как рядом не заметил тушёнки. Пришлось варить суп и на него тоже. От ужина он не отказался, и даже спокойно дождался, пока остынет его порция. И только когда Игорь принес ему его миску со словами «Ужин, сэр!», псина соизволила привстать со своего места. Вечером снова начался отлив. Но в том месте, где мы стояли, был волнобой. Поэтому ничего интересного нам не открылось. Снаружи было очень холодно, поэтому спать легли рано. Где-то в изголовье палатки устроился и похрапывал пес.

Замечательно, что не ушли на берег ночевать. Утром можно было совсем не торопиться. Идти нам до порта минут 30 всего. Мы и не торопились. И пока медленно шли, я увидела то, чего не разглядела с вечера. Рядом с современной отсыпной дорогой метров 150-200 тянулась самая настоящая брусчатка. И ведь это та самая брусчатка, по которой уходили этапом заключенные С.Л.О.Н. (Соловецкого Лагеря Особого назначения). И ведь по ней прошли те 7000 заключенных, которые окончили свой путь в урочище Сандармох. И именно их могилы мы видели там несколькими днями раньше… Сколько воспоминаний, должно быть, хранит в себе эта дорога…

Пришли к парому. Может, он вовсе и не паромом называется, но от других пассажиров я слышала такое название, поэтому так и называли его. Название звучное, красивое – «Сапфир». Но внешне штуковина похожа на огромный белый утюг. Вход по билетам, а вот размещение свободное. Две палубы, 4 зала с мягкими лавочками и столиками, открытая площадка на корме.

Заняли себе столик на верхней палубе, на носу. Так как мы зашли в числе первых, то варианты выбора места у нас были. А вот те, кто сел позже, размещались уже подселением. К нам подсела тройка иностранцев, судя по выговору немецкого происхождения. Престарелая чета и молодчик непонятного к ним отношения. Может сын, может гид. Из них с нами разговаривал только он. Причем так качественно, что аж завидно! Вот бы мне так на иностранном языке изъясняться! При этом он, похоже, даже понимал сленговые выражения

Пытались дремать, но как-то не получалось. Часа через 2 нашего пути начало заметно светлеть. Не в том смысле, что ночь кончилась. А в том, что Солнце стало появляться в разрывах облаков. И даже не так плохо стало стоять на открытой и продуваемой со всех сторон палубе. Но пока вокруг было только море. И только через час впереди появилась суша. Появилась она сперва перед моим лицом на экране фотоаппарата и под восторженные крики попутчика на смеси русского и немецкого. Но суть понятна – вот она суша, и как здорово, что его фотоаппарат так хорошо приближает! А у нас бинокль! И он приближает еще лучше! Поэтому оставшийся час я простояла на носу, высматривая все новые и новые детали открывающейся панорамы островов. А посмотреть действительно было на что! Медленно-медленно приближался остров, а на нем, как сказочный, огромный белокаменный Кремль. Зрелище потрясающее. И все это в лучах и переливах от Солнца.

Тем временем стало совсем солнечно, и публика вся повылезла на открытую корму. Там и новое развлечение организовалось. Оказалось, что уже довольно давно за нашим паромом следуют чайки и в немалом количестве. Кто-то стал их подкармливать, а им того и надо. Более смелые Серебристые стали усаживаться то на перила, то на флагшток. А более наглые и здоровые Барабинские выхватывали хлеб прямо из рук. Орнитолог по призванию, характеру и образу мыслей, Игорь был счастлив. И от счастья скормил чайкам целую буханку нашего хлеба

А пока мы все стояли на корме, паром наш причалил и начал высаживать пассажиров. Итак, 4 часа – и мы на Соловецких островах. Сразу у пристани на щите карта. На русском и на английском. Изучив ее, мы пришли к выводу, что все дороги у нас сейчас в Центр Гостеприимства. Пошли туда. Основная масса наших попутчиков уже схлынула, поэтому шли мы почти одни. Если не считать нескольких десятков туристов, снующих по дороге в обе стороны. Шли молча, каждый представлял что-то свое. До чего же легко фантазировать, как оно было в те, далекие годы. Ведь ничего же почти не изменилось в этих местах. Какие сооружения стояли 50 лет назад, такие и стоят. Это не учитывая сам Кремль, которому уже не одна сотня лет. Иногда навстречу попадались монахи, что лишний раз напоминало о возрождении религии в этом Богом проклятом месте.

Пришли в Центр Гостеприимства. Почитали цены, удивились. Хотя уже и не сильно. Разумеется, в гостинице ночевать мы даже не помышляли. Одна ночь от 1800 с человека… Смешно! Очень милая барышня рассказала, какие экскурсии нам в эти 2 дня доступны. Как выяснилось, что в разгар сезона экскурсии заказывают за неделю, поэтому попасть мы могли только на Главную обзорную экскурсию. Все остальные уже заняты. Ну что ж. Пусть хоть так. Экскурсия недорогая: 350 рублей за 3,5 часа. Причем для разных категорий граждан предусмотрены скидки. А вот интуристов стригут. Для них даже касса отдельная работает. Все та же барышня рассказа нам, что разместиться мы можем в палаточном городке. Где к нашим услугам все условия: начиная от проката чего угодно и заканчивая камерой хранения и дровами. Само собой, что все за деньги. И даже транспортное средство мы можем взять в прокат! Джип, УАЗ, велосипед. Кому что по карману Биологического Игоря заинтересовали животные Соловков. На вопрос о них, барышня с абсолютно серьезным видом сообщила, что здесь очень много комаров и вечером мы сможем легко понаблюдать за их повадками и образом жизни. А потом подумала, и сообщила, что еще есть нерпы, которые выходят на дальнем мысу на запах шашлыков…

Пошли размещаться. Не с первого раза нашли палаточный городок. Там такие же, как мы товарищи нас проинструктировали, что встать мы можем на их место, они уезжают, а за деньгами придет вечером девушка. Ну что ж, пусть так. А как же камера хранения? Они сказали, что палатка собственная для этого вполне сгодится. До начала экскурсии оставалось 1,5 часа, поэтому решили время зря не терять. Поставили палатку, скидали все вещи, забрали все самое ценное (удивительно, до чего же мало, оказывается, у простого туриста ценностей! Телефон, фонарик да бинокль!) и пошли осматриваться. Начали с круга почета Кремлю. А потом как броуновские частицы: быстро-быстро и туда-сюда. К экскурсии пришлось облачиться в юбку с косынкой, традиции здесь чтят. Тем более что треть Кремля действующий мужской монастырь, куда в стародавние годы вообще женщинам входить не дозволялось. К началу экскурсии набралось около сотни человек. Но администратор нас быстренько раскидала по экскурсоводам, и мы отправились. Наш гид в течение 3,5 часов водила нас по самым ключевым и зрелищным местам. И хотя снаружи ни облачка, и ярко светит Солнышко, в крепости очень даже прохладно. А в подземельях так даже и холодно.

Удивительное сооружение. В основании стены имеют толщину до 4х метров. И все сложено гигантскими валунами. И ведь без всякой техники! И не распадается уже более 400 лет! Не то, что наши современные постройки! И сколько всего осталось за кадром! Почти на каждый элемент монастыря есть отдельная несколькочасовая экскурсия. А мы только по верхушкам пробежались А ведь еще есть и выездные экскурсии на автобусе, на лодке, на морском катере! Всего и не перечислить из того, что мы не увидели. Действительно, туда надо приезжать на неделю!

Окончательно промерзнув в тюремных помещениях монастыря, мы вышли на свет белый, где и закончился наш маршрут. Время было еще только около 20.00, поэтому можно было еще успеть погулять. Но неплохо было бы и позавтракать уже. Поэтому сначала решили разобраться с насущным. «Камера хранения» наша встретила нас в таком же виде, как мы ее и оставили. Пока готовили ужин, Солнце решило начать садиться. Начался чудесный закат. Предположили, что на побережье он еще чудесней. Поэтому поспешили туда. И мы не прогадали!!! Настолько много цветов оказалось у облаков, подсвеченных заходящим Солнцем, что, по-моему, цветопередачи фотоаппарата не хватало… И сами облака! Причудливо изогнутые, они напоминали какой-то сказочный дворец. А Кремль в лучах заходящего солнца был непередаваемо живописен…

Игорь озаботился идеей поиска нерп. За комарами он уже нанаблюдался досыта, и их личная жизнь его больше не привлекала. Зато мы комаров привлекали по-прежнему. Не сказать, что их там уж очень много, но кусают они ничуть не хуже, чем на материке. Да и в размерах им не уступают, хотя, вроде, как и северные звери. Мелкие должны быть

В поисках нерп мы пошли по кромке берега. Начался ночной отлив, поэтому довольно широкая полоска оказалась к нашим услугам. Нерп не было, а вот всякая морская живность попадалась. Прежде всего, это многочисленные водоросли. Там на этих водорослях даже бизнес работает неплохо. Помимо водорослей попадались какие-то неопознанные даже моим личным биологом моллюски. И даже нашли краба, который пытался от меня сбежать, но безуспешно. Ему пришлось позировать минут 10, пока Игорь-таки не нашел доказательство существования на этом мысу своих нерп. Самого зверя мы не встретили, а вот лежка его в песке нам попалась. И по очертаниям походила, и след от нее тянулся в море такой, будто тут проползла приличная русалка. Погоревали, что нерп нам все равно не увидеть, и стали дальше исследовать дно под отступившей водой. Но закат постепенно догорал, и становилось все темнее. А мы уже не близко от лагеря утопали. Пришлось возвращаться. А так бы бродить там еще и бродить. Столько чудес осталось после отлива!

Наутро мы себе запланировали самостоятельную экскурсию в максимально удаленную из доступных точек острова. А именно: мы решили посетить самую высокую часть Большого Соловецкого острова – гору Секирную. И заодно там же удаленный монаший скит, который во времена ГУЛАГа был эпицентром распространения системы пыток и измывательств. Оттуда расползлось по всем советским лагерям утверждение, что из человека надо все выжать в первые три месяца его заключения. А потом он слаб, болен и потому уже никому не интересен

Идти нам пришлось туда 12,5 км. И обратно столько же. И на все это у нас было 5 часов. А ведь еще и там надо побродить. Короче, ужас. Катастрофическая нехватка времени привела к полной фрустрации психики! Так хотелось туда, туда и еще вон туда! Но… Быстренько дошли до Секирной, постояли на обзорной площадке, почитали стенды, обошли территорию и уже топаем обратно. А мимо снуют битком набитые ПАЗики. Хорошо у них там летом с прибылью, однако.

Вернулись, быстренько собрались и на паром. Так жаль было, что многое оказалось не увиденным. Филипповские садки для рыбы, ботанический сад, система каналов, пронизывающая весь остров, малые Соловецкие острова, дамбы, стоянку неолитического времени… Эх…

Снова 4 часа на пароме и снова ночевка на том же мысу. Единственное отличие, вместо свинцово-серых облаков небо украшала огромная полная Луна. И мириады звезд. Крик чаек и шорох ветра. Картина, которая навсегда у меня записалась в памяти как символ холодного Белого моря!..

Комментарии читателей (4)
Надежда
Не смогла слово ПАЛАТА написать в №30... ПалатКа и все тут... T9 сработало
14-10-2009 22:35:31
Admin:  ОК, поправила14-10-2009 22:45:09
Надежда (Пермь)
Жуткое сейчас что-то из моего пояснения к фоткам получится!!!
№1 - закат на Соловках;
№2, 3, 4, 5 - Соловецкий кремль с разных ракурсов;
№6 - улица в Беломорске, где прямо под ногами из асфальта торчит кристаллический фундамент (Балтийский щит). На него Игорь и показывает
№7 - табличка, указующая верное направление на Залавругу;
№21 - схема Соловецких островов;
№22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32 - Соловецкий кремль;
№30 - Трапезная палата монастыря. Вторая в России по величине после Грановитой;
№33 - один из памятных крестов. Их там очень много!
№34 - колокол;
№35 - мемориальные таблички в тюрьме кремля;
№36 - бойница. Хотя в реальной осаде Кремль был единожды за всю свою многовековую историю;
№37 - г. Секирная. Скит;
№38, 39 - Кремль;
№40, 46 - какая-то водоросль, которую Игорь назвал "фукус";
№41 - морской жёлудь;
№42 - закат;
№43 - Рак-отшельник (источник информации все тот же, непроверенный. Но Игорь - биолог, может, он действительно знает, что говорит?!);
№44,45 - что-то на дне, что поставило в тупик даже Биолога, в зоне отлива;
№47 - Белое море на рассвете.
Вот, как-то так)))
14-10-2009 22:03:09
Admin:  Молодца!!!14-10-2009 22:25:10
Надежда
Что? Вот прямо здесь? № 1 - это... Так прямо?
11-10-2009 21:10:49
Admin:  Нууу... а почему бы и нет?
Что-то, например, понятное из текста, можно опустить...
12-10-2009 00:24:40
Марина
Красиво вы погуляли...
Надюш, а ты не сможешь прокомментировать фото? Что, где, когда...