ШУДЬЯ-ПЕНДЫШ - КАЮК - ПОМЯНЁННЫЙ, 20-22 ФЕВРАЛЯ 2010

Просмотров: 10556  |  размещен 25.02.2010

ЛЮБИТЕЛЯМ ПОГОРЯЧЕЕ ПРОТИВОПОКАЗАНО

дневник похода: Шудья-Пендыш - Каюк - Помянённый, 20-22 февраля 2010

Закат над КаюкомШудья-Пендыш Урал... Урал...
На реках горных
Грохочут камни-голыши.
Он для отчаянных и гордых
Раскрыт до глубины души.
Он десять раз тебя измучит,
Чтоб на одиннадцатый вдруг
Открыть печаль речных излучин
И горечь вечную разлук.

Валерий Тряпша

Ну что ж… Очередной зарок нарушен! Когда-то я себе давала слово, что НИКОГДА не буду ходить в походы зимой. Даже повесила на внутреннюю часть шифоньерной дверцы плакат соответствующей тематики! Не помогло! Пошла… И к чему же это привело?

Прежде всего, к ни с чем не сравнимыми ощущениям! Почти все они - и яркие приятные, и не менее яркие, но отвратительные для меня - ни с чем не сопоставимы. Счет зимним походам открыт!

Итак, сначала.

А начало, как заведено у всяких авантюрных идей, было неожиданное. Когда ЕМ спросил, пойду ли я в ближайшие выходные в поход, я почему-то ответила: «Да!» И пошла! Желающего поморозиться народу набралось аж 12 человек. Удивительно, что обещанные -50 по Цельсию никого особенно не смутили…

Пятница. 21.00. Двор «Зодиака». Отъезжающий и провожающий народ. Еще один сногсшибательный факт: провожающий народ по преимуществу мужеского полу. Мужчины провожают своих дам, желая им удачно отдохнуть.

На момент отъезда знакомыми оказались не все. Кроме того, последняя участница подсела к нам только в Полазне. В итоге состав получился следующим: ЕМ, Марина, Юра, Дима. Ирина, Наталья, еще одна Наталья, Оксана, Вова, Женя, Ксюша и я. Ну и, конечно же, наш Слава – удивительный водитель.

Ехали всю ночь с пятницы на субботу. То еще занятие я вам скажу! Почему еще до сих пор не изобрели «Газели» с лежачими местами? Но, тем не менее, как-то мы дремать все же умудрялись. И вот в одно из очередных пробуждений оказалось, что мы на месте. Завтракаем и… еще раз и… На выход!! В первый момент кажется, что снаружи очень холодно. Во второй, - что очень-очень холодно. А потом организм, одурев от холода окончательно, от безысходности начинает …ПРИВЫКАТЬ! О_о…

Очень, ну просто очень-очень долго для такого холода (- 37) народ копался. За это время у меня успело по второму разу замерзнуть ВСЁ. Так и не поняла, почему же мы так долго собирались. Терпежу ждать остальных не было, поэтому частично выдвинулись. Не знаю, как оценить дорогу до горушки с изумительным названием Шудья-Пендыш (1050 м). Сравнивать просто не с чем еще (!?). Но как бы оно ни было физически, для меня самым тяжелым оказался холод. И даже когда ничего не мерзло, я все равно ожидала: «Вот еще чуть-чуть и я опять застыну» Неприятный (мягко говоря!) ветер удовольствия не прибавлял… Тем не менее, мы как-то шли. Хуже всех, конечно же, пришлось Оксане на ее пластиковых лыжах… Непосредственно на самом подъеме мы растянулись по всему склону.

Профиль Шудьи-Пендыш

Съехав задом наперед с незначительной полутораметровой горочки, я попала в хвост нашей гусеницы и там и осталась до конца дня. Медленно-медленно мы взбирались на гору. Может быть, если бы день был ясный, ветер не кидал бы в лицо снежное крошево, и облако куда-нибудь убралось, горочка оставила бы о себе совсем иные воспоминания. Может быть… Но не случилось… Поэтому подъем на вершинку в моем личном рейтинге удовольствий попал в разряд весьма сомнительных По курумнику, на лыжах, в минус ого-го... Кхм… И ладно бы хоть что-то увидеть в итоге! Но нет. То же самое облако, что и на подступах… И больше НИ-ЧЕ-ГО. Поэтому ломиться на самую-пресамую Вершинку, мотивации чуток не хватило. Марина составила мне компанию, и мы начали спуск. Дошли до Места Оставленных Лыж (чуток ранее – примерно от начала последней трети подъёма – мы решили переться на самый верх пешком, так как камни стали просто откровенно преобладать над снегом) и также пешком благополучно двинулись ниже, подобрав по дороге еще и Ксюшу.

А морозец властвовал нешуточный. То и дело разные выступающие части тела пытались отмерзнуть. Порой, даже незаметно для их владельца . Пройдя зону булыжников, нацепили лыжи. Дальше дело пошло веселее. В прямом смысле причём! Со своей патологической нелюбовью к спускам, я съезжала под аккомпанемент собственных воплей… Спустились. Нереально долго простояли на «промежуточной точке». С очередным чувством полной окоченелости двинулись дальше. Обратная дорога ничего нового не подарила. На шапке, шарфе и маске наросли удивительно симпатичные кристаллы льда. Но запечатлеть их было нечем – вся фототехника выразила холоду дружный протест. Да и в сопутствующей документации об эксплуатации критические температуры значительно отличаются от тех, что наблюдали мы. И только Юрин чудо-аппарат не отказывался выполнять свои обязанности! Но его подвели пальцы, которые неумолимо пытались отмерзнуть (фотоаппарат у Юры почему-то в металлическом корпусе…). Хотя один кадр, включающий меня и мои сосульки, все же был Юрой сделан. Не зря же я всю дорогу берегла на себе эту хрупкую ледяную красоту! Так что, если Юра принесет-таки свои снимки, то, возможно, это будет единственное мое светлое воспоминание о горочке с витиеватым (ой неспроста!) названием Шудья-Пендыш.

Кстати, так и не получилось вызнать, что же скрывает за собой это название. Может быть, там кроется такой же поэтический перевод как у Саклаим-Сори-Чахль («Гора рядом с перевалом сломанных бус»). А может это просто непереводимое мансийское ругательство?! Не особо много материала на эту тему . У удмуртов есть родовые наименования Чудъя (Шудья); часть коми (что нам гораздо больше подходит) называли так своих ещё некрещеных предков. А еще в Вишерском заповеднике нам как-то рассказывали байки о народе, который обитал в этих землях. Называли его чудь белоглазая. Вот, что пишет по этому поводу википедия: Мифологический персонаж «Чудь» в фольклоре нередко представляется в образе скрывающихся в лесах от преследований со стороны «панов» — предков русских переселенцев. Одна из версий происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык чуди был непонятным, «чудным». А еще есть толкование слова «Шудья» как «счастливое племя». О « Пендыше» нет даже этого . Хотя... Пендыш - возможно, от ненецкого: пэн - каменистый; дюш - жилище, поселение ...

Долгая и нудная обратная дорога привела к машине, засев в которую, мы проехали 6 км в сторону цивилизации. Здесь будет наша ночевка и следующий пункт вылазки – гора с не менее говорящим названием Каюк (высота над уровнем моря 930 м). Слово заимствовано из тюркских языков. Скорее всего, русское «каюк» представляет собой обрусевший вариант слова «кайык» («лодка»), имеющегося в ряде тюркских языков, и чагатайского слова «каюк» («загнутый назад»). В большинстве переводов же встречается вполне безобидное словосочетание «перевернутая лодка». Или не обязательно перевернутая, но какая-нибудь лодка точно. А возможно первоначально произносился как «Кайюк». Если это так, то основа его древнепермская: кай - болото, юк - река (Матвеев А.К. Лингвистический сборник. Екатеринбург, 1963).

Вечер пролетел в бытовых заботах, ночь в дежурствах, а утро в раздумьях – это я о себе: «Идти или нет?» Все утро была уверена, что останусь. Но, выйдя из палатки на свежий воздух под ясным и солнечным небом, я почему-то приняла совершенно иное решение. И ни разу не пожалела. Полностью два диаметрально противоположных дня получилось! Будто мир решил вознаградить упорных, и подарил целую гамму приятных ощущений и ярких красок!

Утро воскресенья началось несколько позже, чем было запланировано – у дежурных как-то слишком долго не срасталось взаимопонимание с костром. На завтрак отправились в соседнюю палатку, где малость подзадержались за разговорами. Оказалось, что ребята провели ночь очень даже весело. У них то труба отпадывала от печки, то сама печка отпадывала от трубы… В мое дежурство (с 3 до 4.30) я слышала со стороны соседней палатки попеременно то стукоток «дятла», то звуки размахивания сидухой… Потом и вовсе шипящий вопль «Труба, труба падает!». Слушать все это было интересно, звуки отвлекали ото сна. Им, наверное, за такими занятиями тоже скучно не было.

Утро второго дня. Та самая Шудья-Пендыш

После завтрака мы распростились с Натальями, Оксаной и Ксюшей, которым вчерашний день отбил всякую охоту к продолжению «отдыха». Их отъезд сопровождался суматохой и беготнёй – найти, не забыть, упаковать и прочее. До кучи девчонки беспокоились, как мы переживём дальнейшие дни и ночи, которые обещались быть ещё холоднее. Поэтому перепоручали нам свои спальники, маски, варежки… И вот они всё-таки загрузились в Газель и отчалили в сторону Красновишерска. А мы, наконец-то, начали готовиться на выход – собирать по всей округе лыжи и палки, которые служили колышками для наших палаток. Сегодня потопаем наверх впятером, так как Дима с Вовой и Женей после бессонной ночи решили взять тайм-аут: отоспаться и заняться хозяйством.

В общем, когда мы все же смогли собраться и выйти, был уже совсем день. Очень яркий, очень солнечный. И лес при таком освещении казался «светящимся искристо», как пишут в стихах. И даже почти как у нас было пишут:

Ждали день - всё мело и мело,
А наутро вокруг всё сияло:
Дед Урал сотворил волшебство,
Скинув с гор облаков покрывало.

Забрались мы сквозь ветер и пот
На хребет с перевальною чашей.
Гребень крут, окрылённость растёт.
Мир, чем выше, тем ярче и краше.

Наглядевшись на даль с высоты,
Все с вершины спускались устало,
Но Урал не жалел красоты -
Одарил опрокинутым гало.

Сергей Чарушин

Тропёжка по лесу.

Такое замечательное начало не могло быть скомканным или неполным на эмоции. Когда добрались до Каюка, было уже далеко за полдень. Два преобладающих цвета: белый и голубой, давали столько потрясающих вариантов для фотографий! Но! Мороз, увы, никуда не девался. И даже сидя запазухой, мой фотоаппарат при вынимании его на воздух был способен произвести не более 2-х кадров. Да и то шторочки приходилось открывать руками, потому что они замерзали на полпути . Ну хоть что-то! Память – явление ненадежное! Хочется каких-то материальных доказательств, что все это не было чудесным сном. В гору шлось на удивление хорошо. Может, спустя два дня, я уже и забыла, как мне там ползлось. Но сейчас уверена, что ползлось хорошо. Потому что красиво было! Курумник полностью сгладился снегом. Но! Присутствовало одно «но» и на этом подъеме. Фирн! Жутко представить, как оно было бы, если б лыжи оказались без кантов!! Да и с кантами жути хватило. Очень большой уклон склона не давал покоя сознанию. Каждый шаг приходилось осмысливать, потому что с «моим богатым опытом хождения» (заметим, что последние 4 слова в кавычках! И читать их надо ехидно-насмешливым тоном! ) он мог запросто привести меня не туда, куда я бы хотела…

С самого момента выхода из леса, Солнце светило так замечательно, что, наверное, под его лучами можно и загореть, если полежать денек! Только вот кому бы это в голову пришло при температурке ниже 30!? Уехавшие девочки снабдили меня кучей теплых вещей. Так досадно, что у меня не было своих таких же днем раньше! А тут они просто оказались неактуальны! Температура никуда не делась, а вот ветра не было.

Поднялись на вершинку. Еще до перегиба начала появляться панорама Уральских гор. Дух просто захватывало. Так близко и так нереально красиво. Ни в какое сравнение с летними пейзажами не идет!!!! Просто не хватает слов для описания величественности и нетронутости этих мест. Да и нет необходимости, кто был, тот понимает, о чем я

На склонах Каюка

Долго стоять нельзя, поэтому поглядев чуток, пошли на противоположный край Каюка. Там открывался замечательный вид на Белый камень и Шудью-Пендыш. Со стороны она оказалась гораздо милее. И я даже не заподозрила днем ранее, что под облаком скрывается такая махина! Полюбовались здесь и быстренько пошли на спуск. Время!

На Шудью-Пендыш лучше смотреть со стороны - красавица...

Спускаться оказалось еще сложнее. Этого, конечно, следовало ожидать. Но колени все равно предательски дрожали. Здесь отдельное спасибо Юре, нашему с Ириной личному инструктору. Он мог бы спокойно и приятно для себя спуститься с несложной для него горы. Но он посвятил свое внимание нам. Поэтому страшный на первый взгляд (да и на второй, в общем-то, тоже) спуск превратился в очень даже приятный. И как ни крамольна эта фраза в моем изложении, но мне ПОНРАВИЛОСЬ спускаться!

А Солнце тем временем медленно приближалось к горизонту. А так как и мы тоже опускались, то у подножия застали краски заката в самом начале! Изумительные переходы розовых тонов в голубое небо… Освещенные склоны Шудьи… Тени на снегу… Видеть такое – счастье! Ради него можно и перетерпеть все бытовые неудобства вкупе с морозной погодой.

Зимний закат...

Дорога обратно показалась мне слишком длинной. Дрожащие коленки дали о себе знать слабостью во все тело. Но как-то шлось. Грела мысль, что следующий день я точно никуда не пойду, а буду лелеять свои теперешние воспоминания и полеживать в тепле. Забрезживший между деревьев костер как-то и вовсе отмел меланхоличные мысли. Впереди была масса дел по переезду в соседнюю – бОльшую – палатку (нас осталось слишком мало для двухкомнатной фазенды) и готовка ужина. Очень приятной ожидаемостью был чай, приготовленный в лагере к нашему приходу! Спасибо ребятам! Тем более что с утра по каким-то причинам чай мы не сделали и весь день ходили с одним термосом на пятерых, в котором плескался холодный травяной отвар.

Наш лагерь и Славина машинка рядом

Вечер опять пролетел незаметно. Рано спать лечь не вышло, хотя после ужина уже никуда не выползали. Как-то сразу разместиться на новом месте не получилось. Минут 30 мы вошкались, осваивая пространство и вия капитальные гнёзда. В итоге все равно утро застало многих далеко не там, где они ложились изначально. Ведь как водится, на дежурного спальное место не рассчитано, и после дежурства устраиваться приходится, где получится. Да, еще перед сном надо было определиться с утрешним дежурством – забавно было наблюдать, как ЕМ с Юрой решали, кому вставать в 4 утра, чтоб готовить завтрак. Жребий. Если выигрывает ЕМ, то готовят Юра с Ириной, если нет, то он сам с Мариной. Меня, как слабое звено из этого расклада исключили. Нельзя сказать, что я свое отдежурила. Я пробыла у костра ни на минуту не больше, чем Марина или Ирина. Спасибо им обеим за поддержку! И за то, что не включили меня в утреннее дежурство

Ночью было жарко - дежурные старательно кормили нашего прожорливого огненного зверя, и за труды он воздавал сторицею. Многие спали поверх спальников. Было странно видеть незащищённые слоями и слоищами одежд лица, руки, ноги - особенно если представить, что вокруг глухой лес, зима и минус страшно подумать сколько!, а под тонким слоем пенок - мощный пласт снега...

Вставать пришлось очень рано. Нам предстояло свернуть лагерь, проехать 2 часа до Помяненного, там протропить 8 км и вернуться засветло. Сворачивание лагеря (как впрочем, и разворачивание) дело долгое, нудное и неинтересное. Поэтому перескочив через все утро, перейдем сразу к Помяненному камню. Очень сильно хотелось, чтобы до него была лыжня. Ведь целых 4 выходных дня! Кто-нибудь же должен был на него съездить! Но… Увы, лыжни не оказалось… До самого момента вылезания из машины я была уверена, что никуда не иду. 8 км туда, столько же обратно, гора… Очень не хотелось быть обузой. Меня же ждать придется и мерзнуть остальным! Но … Не смогла не пойти.

Помянённый камень

Помянённый камень Вид на Помянённый камень от Волынки

День был таким же свежим и ясным, как и вчерашний. Даже в варежках было жарко, приходилось их периодически снимать для вентиляции Пуховик и вообще оказался лишним. Без него было бы куда комфортнее. Но было так страшно замерзнуть, что просто психологический запор не позволил остаться в одной куртке вместо уже привычных трех…

Шлось хорошо – ничего не мешало, не болело, не терзало – но медленно. Мой темп всё-таки отличается от остальных Не в лучшую сторону. Поэтому из тропежки я автоматически самоисключилась (кстати, надо отметить, что добрых две трети пути протропил Юра - он как пошёл... как пошёл... не догнать было. Причём отказывался меняться. Собственно, как и в предыдущий день.). Чтоб потропить, мне бы надо было для начала как-то догнать голову нашей команды. В этот день я мучила замыкающего Диму. Подозреваю, что замыкать за мной жутко скучно. Он бы уже несколько раз туда и обратно мог сбегать за то время, что я плелась.

Поднимались как-то хитро, летом там совсем другая тропочка. Да и окрестности немного не такие были. Но, тем не менее, поднялись. Сам склон оказался попроще, чем у Каюка, но тоже внимания и усилий требовал. Вползла! Ура! Ясно, и видно далеко. Простор. Без лыж поднялись на скальный выступ. Пофотографировались. Мы с природой, а ребята наши со своим странным флагом. Так и не показали его целиком. Сказали: «Увидишь на фотографии». Прям интрига какая-то!

На Помянённом камне

Как бы ни было хорошо наверху, но холодно и время торопит. Пошли в обратный путь. И снова спуск с Юрой стал приятной неожиданностью. Падать я от этого меньше не стала, но и падения мне уже в кайф. Правда, не хотела бы такое проделывать под большим рюкзаком. И так-то фейсом в сугроб нырять не самое милое дело. А если сверху еще и рюкзачищем прижмет…

С видом на Помянённый

Спустились. Лыжня замечательно ровная и вся под гору. Хотя усталость уже была приличная. Причем еще в ту сторону я плелась уже еле-еле. Так что и тут я отставала. У последней просеки, с которой открывается шикарный вид на весь Помяненный камень, нас подождали. Групповое фото и все, впереди уже видна машина. Даже как-то грустно, что все закончилось. Хорошая компания. Замечательные и яркие места! И лыжи, которые я начала зачем-то любить.

На долгую дорогу домой заготовили себе лежачие места. Поэтому долгой она не показалась. Проснулись уже в Перми, вот и закончилась очередная поездка!

Примечание редактора . У нас с собой был термометр, но его показания не совпадали ни с информацией о температуре, которую добывал у встречных лесовозов Слава - наш водитель, ни с официальными данными по Красновишерску, которые мы посмотрели в инете, уже вернувшись домой. По показаниям нашего инструмента, самая низкая температура была вечером воскресенья: -39 градусов; Славины данные: -50 в понедельник; архив погоды (погода мейл ру) выдал температурный минимум -46 градусов в ночь с субботы на воскресенье и -45 на следующую ночь.

Комментарии читателей (7)
Ксюша
  Re: Ксюшица (26-02-2010 14:51:29)
...пожалела, что не нашла сил продолжить путешествие на своих "пластиках" на Каюк и Помяненный.
Но, видимо, всему свое время!...

Да, на пластиках там наверно было очень весело. Все впереди - это точно. А у нас в пещере было тепло, сухо и светло....))) Жаль что я не смогла тоже поехать на ГУХ.(((
01-03-2010 15:25:22
Иван (Lego) (Пермь)
Молодцы
01-03-2010 10:23:07
вечный зов(german)
Шудья-Пендыш - Конец-Иллюзий(вольный перевод)
26-02-2010 20:33:57
Ксюшица (пос. Полазна)
Надежда! С большим интересом прочла Ваш дневник. В душе пожалела, что не нашла сил продолжить путешествие на своих "пластиках" на Каюк и Помяненный.
Но, видимо, всему свое время! Надеюсь, что еще все впереди. ИЩУ ЛЫЖИ (деревянные)!!!!!!!!!!!!!!! Чтобы люди позади меня на лыжне не мерзли.
26-02-2010 14:51:29
Надежда (Пермь)
  Re: Марина (26-02-2010 11:38:56)
НИ-ЗА-ЧТО!!!!!!! =)))))))))))
26-02-2010 12:29:14
Admin:  Ну-у-у... "завтра" посмотрим... 26-02-2010 17:32:22
Марина
Надюш, осталось только нарушить последнее табу - на бурную воду
26-02-2010 11:38:56
Ксюша
Как всегда яркий на эмоции отчет. Здорово! Спасибо Надя, я конечно сразу тебя узнала. не помню написано ли там... а ну да, там можно понять.
Я то тоже оооочень боюсь замерзнуть, вот ничего так не боюсь как замерзнуть.... Буду себя морально готовить к следующему году и уже не отверчусь...)))