КОЙВА - ЧУСОВАЯ, 23-25 ФЕВРАЛЯ 2012

Участники
Просмотров: 4325  |  размещен 28.02.2012

РУССКИЙ ТУРИЗМ, БЕССМЫСЛЕННЫЙ И БЕСПОЩАДНЫЙ...

дневник похода: Койва - Чусовая, 23-25 февраля 2012

Итак, дурная голова не дала покоя ногам в очередной раз! Как-то по осени Аня Ревенко подсунула мне почитать «Золото бунта» А. Иванова. Ну не скажу я, что сильно меня его творчество впечатлило, но мне очень нравится, что действие разворачивается на нашей земле. Главные герои ходят теми же тропами, что и мы, видят те же скалы, горы, реки… Все названия знакомы практически с детства… И вот последняя книга породила в моей голове ряд навязчивых идей. Идея № один: я хочу пройти всю Чусовую сплавом! Это однозначно и даже не обсуждается! Идея № два родилась чуть позже, когда по книге настала зима. И уж так замечательно главный герой носился между деревнями по «Чусовскому тракту», так обыденно и просто описывалась дорога по льду, что просто как-то не могла такая простота уложиться в моей голове. Не представлялось и все тут! Значит? Значит надо сходить и посмотреть, а как это на лыжах да по рекам раньше люди между деревнями перемещались!

Непосредственно к реализации своей идеи я приступила недели за три до февральских праздников. Из-за столь долгого ожидания переменилось всё по 15 раз – были разные варианты маршрута, заброски, состава участников. Даже за два дня до выезда люди еще умудрялись отказываться… И к началу похода остался следующий состав: я, Катя, Коля, Саша, и двое моих друзей, практически совсем новичков в лыжном туризме – Ирина и Серега. И Стас, который делил с нами только заброску, а дальше уходил в автономное и независимое от нас существование.

Окончательный маршрут: от Кусье-Александровского по Койве идем до Чусовой и далее в одноименный город. Всего по картам со всеми петлями вышло практически 63 км. Однозначно рассчитывала на лыжню, которая должна остаться на Чусовой от прошедшего недавно марафона «Дорога Ермака», и на буранку, которая, вероятнее всего, есть на Койве.

День 1 – 23.02.2012
Время сбора назначено на 06.45. Я не уверена ни в чём, поэтому хочу подстраховаться и выйти на реку как можно раньше. Для этого надо максимально рано выехать. Сама припаздываю, время 6.50, а я еще в автобусе. Звонок Ирины:

- Я ничего не путаю с местом встречи? Где все?
- Не знаю. Ты видишь памятник Грааля?
- Ну, собственно, это единственный, кого я здесь вижу...

В 7 с копейками практически одновременно подошли Стас, Коля, Катя и Саша. На противоположной стороне видим «Газель», которая, скорее всего, наша. Транспортом в этот раз занимался Саша. Нас вывозила грузопассажирская газелька и Сашин брат Андрей на легковой машине. Предполагалось, что нас будет 9 человек, но из-за отказов в последний момент найти людей просто не удалось, поэтому ехали всемером достаточно вольготно. Итак, мы собрались, машины обе уже здесь. Нет только Сереги. Обычно весьма пунктуальный, сегодня он почему-то опаздывает на 40 минут. Звоним ему. Опа! Серега дома и только от звонка и проснулся… Решаем забрать его по пути, Газель выдвигается вперед, ее скорость ниже, чем у иноземной легковухи, а мы еще немного мешкаем в городе, подбираем Серегу. Меня пустили на переднее сиденье, поэтому я наслаждалась дорогой: мелькание фар, летящие снежинки, выползшие на асфальт вихри мелкой поземки. А потом чудесный рассвет! Солнце долго не хотело показываться из облаков, только столб розового света, который практически неожиданно сменился огромным красным диском! На окраине Чусового догнали Газель, дальше едем уже вместе с ними.

В Кусье Стас предложил заехать посмотреть на старинную церковь. Воображение быстренько нарисовало развалины а-ля Кыновской Свято-Троицкий храм. Ага! Беленький домик с крестиком на крыше… Не впечатлила старина…Зато отсюда вид на поселок и Койву открывается красивый!

Выгрузились, решили сперва перекусить, потом только выдвигаться.

- Ирина, на, возьми блин съешь!
- Подожди, я не могу, я пальцы отогреваю!
- Не трать время! Скоро их уже не будет!
- ???
- Блинов я имею в виду!

Стас собрался быстрее нас, ушел. Мы еще какое-то время прокопошились, вышли в 11.30. Что ж, я вообще думала, мы раньше двух не начнем свой маршрут! Самое приятное и замечательное открытие – буранный след! Причем не одинокий единичный, а хорошая, наезженная колея! Идти по такому сплошная лепота! Сперва шли гусеницей, постепенно оказалось, что мы неплохо можем идти с Ириной рядом и болтать. Так что прогулка прогулкой получалась!

Местами буранка расходилась на несколько параллельных следов, местами представляла собой широкую наезженную дорогу. Так вот эти реки и выглядели зимой 100-150 лет назад! Колеи от саней, колеи от лыж. Теперь мое воображение легко все дорисовывало! Обычная дорога! И о том, что это все-таки не дорога, а река, иногда напоминали полыньи, потрескивание льда под нами или близкое журчание воды на перекатах. В остальное же время сходство с обычной дорогой было стопроцентным, усугубляемое следами гусениц снегоходов, которые вполне похожи на следы автомобильных шин.

Камень Стрельный – первый крупный на нашем пути. Здесь мы видим впереди Стаса, который оставил внизу вещи и уже начал на него взбираться. Проходим мимо, в моих планах заложен подъем только на Красный Камень. Встречаем еще несколько камней, которые на моей карте даже не подписаны. Тревожный момент, напомнивший, что все-таки по реке идем, не по дороге, случился на очередном переборе. Река здесь по всему руслу замерзла плохо, оставив сомнительную дорожку между полыньями. По ней мы и пошли. Сам факт проваливания я не заметила, только уже скинувшего рюкзак Колю и Катьку, стоящую до середины икр в воде в лыжах. Бодрая и оптимистичная Катя выбралась с Колиной помощью обратно на лед. Обошла полынью и почапала дальше, как ни в чем не бывало. Единственное, что ее огорчило – подлип, который сразу сделал невозможным движение на лыжах. Подлип счистили, а снимать ботинки и переодевать носки Катя отказалась, заявив, что все у нее хорошо, тепло, и отстаньте вообще!

С самого начала договорились идти 50+10, чтобы не выматываться. Перед очередным нашим привалом встречаем снова Стаса, который срезал петлю реки и уже налегке идет нам навстречу. Впереди огромная 9,5-километровая петля, которую он тоже предлагает срезать. Ну, у нас же, как бы, демократия. Голосуем. Мнения разделились: Катя и Саша хотят срезать, Ирина и Сергей, может, и хотят, но у них беговые пластиковые лыжи, в которых нереально идти по снегу в гору. Я и Коля держим нейтралитет. Решили, что если пластиковые ребята не смогут подняться, мы вернемся на реку и продолжим наш путь. Ну, пойдемте пробовать.

Первые 80 сантиметров подъема показали, что никуда мы не уйдем не то что в гору, но даже с этого места. Поэтому я иду однозначно по реке с Ириной и Сережей. Остальные могут идти с нами, могут идти со Стасом срезать по лесу. Катя, Саша и Коля выбрали короткий путь. Мы, оставшиеся, пошли дальше по реке. На повороте, когда смотрела, как там за спиной дела, увидела еще и вернувшегося Колю. Это просто замечательно. Я понимаю, что все хорошо было бы и так, но с Колей явно спокойнее и надежнее!!!

К исходу петли мы уже откровенно ползли. Устали. Где-то на этом отрезке пути и пришла мысль, ставшая названием дневника. Место встречи с ушедшими в моем понимании было намечено достаточно абстрактно, надеялась, что они далеко не уйдут, а начнут ставить лагерь, пока нас ждут. Примерно так и получилось. Сперва повеяло дымком, но видно его отчетливо стало значительно позже. Хотелось верить, что это нашим дымком пахнет.

И вот на излете петли замаячила салатовая куртка Кати, а потом стало видно, что это сама Катя бежит нам навстречу! Оказалось, что пришли они к этому месту чуть больше, чем час назад, успели сделать маленький костерок и натопить воды, которая был нам так кстати! Ибо на четверых у нас оказался только один литровый термос, который ополовинили еще на общем обеденном привале до разделения… Пока ждали Колю, решали: тут стоим, или дальше идем. Место, в принципе, хорошее, только сушинок поблизости не видно. Решили, что придет Коля, как скажет, так и сделаем.

Разумеется, Коле место тоже понравилось! Поэтому размещаемся здесь уже основательно. Общее расстояние этого дня – 21 км по реке.

Вечер пролетает в трудах и заботах. Уже после ужина поздравляем наших защитников отечества с их праздником, а Серегу еще и с днем рождения! 23-го февраля – 23 года! По этому поводу он умудрился донести практически в целости весьма вкусный торт, одолеть который в этот вечер мы не смогли и носили потом с собой еще целый день.

Укладывание в палатку занимает прорву времени. Нас 6, а она одна и залезть все одновременно мы не можем. Поэтому пока девочки раскладывают спальные места, мальчики еще минут 20 гуляют. А потом уже все вместе дружно вошкаемся еще с полчаса, пытаясь отвоевать у соседа побольше жизненного пространства. По документам палатка у меня на 5 мест, но какие-то мы, видимо, все широкие нынче собрались, хотя случалось, что и всемером в ней спали зимой… В разгар вошкания и шуршания пакетами услышали, что по нашему лагерю кто-то ходит! Оказалось, что это Стас пришел пожелать нам спокойной ночи и выяснить наши планы на будущее. Поговорить получилось плохо, потому что у нас шло активное укладывание, а ему стоять около нашего копошащегося гнезда было неинтересно...

День 2 – 24.02.2012
Утро. Заставить себя проснуться было чрезвычайно тяжело. Хотя уже прозвучало 105 приглашений к завтраку от Кати с Сашей, мы все равно делали вид, что еще ночь. Все-таки пришлось вставать. В запланированные 10 утра мы не вышли, целых полчаса промешкали со сборами.

Вышли. День с самого утра чудесный, природа яркая, настроение замечательное! Сегодня я всех люблю! Уже после первого перехода опять встретили Стаса, идущего автономно и независимо от нас, который снова позвал срезать петлю. Катя с Сашей соблазнились, а мы снова пошли мотать речные километры. Шлось замечательно! Один привал получился обеденным, так что просидели вместо 10 минут почти 25! Хорошо же на солнцепеке сидится! Даже зимой!

Еще через две ходовки встретились с ушедшими ребятами. Договаривались встретиться уже в Усть-Койве, но как-то так случилось, что их срезания не сильную фору им дали. Еще раз пообедали, посидели на солнышке, обсудили планы. Стас рекламировал Мельничный ручей, но мы на него совершенно не успевали.

В этот раз мы уже не стали делиться, пошли дальше все вместе. Фото в Усть-Койве, вот мы и «влились» в Чусовую. С первых минут она поразила своим размахом наезженности. Все ее русло представляло с собой хорошо укатанную дорогу. Дальше Стас пошел на Мельничный ручей вверх по Чусовой, а мы на Красный камень – в противоположную сторону. Разумеется, что и здесь все утоптанно и укатано.

Оставляем рюкзаки и лыжи внизу, налегке взбираемся на макушку скалы. Красота!!!! Вся петелька-меандр Чусовой перед глазами, долина далеко видна. Летом красиво, а зимой еще лучше!!! Тем более что вся неэстетичная погорелось самого Красного Камня припорошена белым снежком и ее, как бы, даже нет. Видим отсюда, что идти нам придется пару десятков метров обратно, потому что вдоль нашего правого берега река открылась, лыжня полностью затоплена. Еще с полчаса бегаем по верхушке Камня, фотографируемся с разными ракурсами. Все, холодок пробирает, пора двигаться обратно! По пути умудрились с Катей съехать со склона метров 30-50 по крутой такой горочке, пока Коля спускал два наших с ней рюкзака. Стоит отметить, что это была единственная горка нашего похода… Остальное время монотонная и однообразная лыжня, которая, видимо, выматывает ничуть не хуже пестрого рельефа...

Теперь посидели здесь. Весь день сплошные посиделки! В планах было дойти до Понышских скал и где-то около них поставить лагерь. Но шлось в итоге так хорошо, что до темноты оставалось еще два перехода, а мы уже в запланированном месте. Поэтому потопали дальше.

А дальше камень Печка на правом берегу и бывшая политзона «Створ». Но вдоль правого берега опять идет чистая вода реки Чусовой, поэтому он для нас закрыт. Левый же берег, как специально, сплошь крутой и непригодный для стоянок. Думали уже, что совсем до темноты теперь придется идти, но повезло! Местечко показалось совсем неожиданно в виде маленькой полочки на крутом склоне. Для катамаранов летом это совершенно непригодная стоянка, хотя следы человека тут присутствовали. Для нас же это оказалось просто изумительное место! Прямо напротив разрушенной стены с надписью «Створ». Расстояние по реке – 21,5 км. Отбой!

День 3 – 25.02.2012
Сегодня еще раз дежурим мы с Колей. Будильник поставила на 6.30, чтобы сегодня выйти-таки в 10! Пока кипела вода, пыталась проснуться. Однако прохладненько! Даже ботинки смёрзлись! И на палатке под тентом узоров снежных полно. Это притом, что тент не закрывали даже! Вспоминая предыдущее пробуждение и долгое утреннее копошение, начала будить народ раньше, чем сварила завтрак. Но и это не сильно помогло. Все равно очень медленно вылазили на холод. Потом опять долго собирались, но в запланированные 10 часов мы вышли с опозданием всего на 3-4 минуты!

Сегодня чувствуется, что похолодало! И на волосах и на воротнике одежды образуется хрупкое кружево снежинок. Из примечательного на пути – камень Сосун с гротом, в котором наросли огромные сосулищи. А потом мы встретили велосипедистов. Сперва казалось, что это просто люди идут навстречу нам, потом стали видны велики. Жизнерадостные мальчики нас приветствуют. О, да у них еще и девочка есть! О, да это же наша Ольга Рексовна!!! Вот так встреча! Лыжники и велосипедисты посреди реки Чусовой! Они едут в Чудесницу! Желаем друг другу удачи и расходимся. Спустя пару часов встречаем еще велосипедиста, больше он меня уже не удивляет, оказывается, это вполне нормальное явление. Несколько раз за последние два дня попадаются и «Бураны» (или их родственники), на которых отчаянно гоняют в обоих направлениях!

Наконец-то дошли до Глухих камней. В грот, конечно, хотелось бы сходить, но времени осталось всего три часа до электрички, и опять же река вдоль всего правого берега, обходить надо нереально далеко. Так что привал и вперед, вперед, вперед!

Места здесь уже почти что родные, и по берегу и на катамаране хожено-перехожено! Поэтому совсем радостно, что на электричку мы нормально так успеваем. От Гребешка шли с Ириной в конце группы и пешком. Лыжи отчаянно надоели, а дорога была именно дорогой уже, даже не буранным следом. Поэтому ногами у нас шлось быстрее, чем на лыжах. На моих «Бескидах» есть дырочки для шнурочка, поэтому обе пары лыж едут за нами сами, нам даже нести их не надо. В таком режиме и доходим до традиционного места сушки катамаранов. Наши уже здесь и поджидают, когда доплетемся мы с Ириной.

За третий день мы прошли 20,5 км по реке. Пока отдыхали, Коля достал свои часы, и тут совершенно неожиданно оказалось, что до электрички не 45 минут, как на моих часах, а всего лишь 20!!! Ну вот надо же!!! Где так смогли 25 минут у меня потеряться? Батарейка свежая, часы я не трясла… Но вот из-за такой оплошности, как единственные в группе часы, мы могли посмотреть на уходящую электричку и остаться ночевать в Чусовом!!! Кошмар!

Электричка стоит, до ее отхода 5 минут, а Саша с Серегой унеслись еще в магазин! Мы же купили билеты и решили идти на посадку. Мое воскресенье рабочее, мне нельзя опаздывать… Но и парни тоже успели. Практически в последний момент. Тревожно было несколько минут гадать: успеют, не успеют...

Обратная дорога ничем примечательна не была. Обнаружилось, что мы все прилично подзагорели на солнышке и устали. Игра «Полный пипец» пошла просто потрясающе, подзарядив присутствующих приличной порцией позитива!

Так вот реализовалась моя зимняя идея речной прогулки. Жду лета, однако!

Комментарии читателей (3)
Надежда (Пермь)
  Re: Андрей (29-02-2012 14:02:04)
Мы в последний момент в нее садились, и пришли только-только. Так что с нами разминуться было легко!
11-03-2012 07:16:43
Андрей
Извините, затуп 25-е, это ж суббота
29-02-2012 14:24:15
От жеж... И мы с Настей по Чусовой катались на лыжах в воскресенье до Глухих, и тоже на электричку вечернюю садились как же с вами разминулись?