АРАКУЛЬСКИЕ ШИХАНЫ, 04-06 НОЯБРЯ 2011

Просмотров: 4357  |  размещен 09.11.2011

И НА УРАЛЕ ВОДЯТСЯ СЛОНЫ

Аракульские Шиханы, 04-06 ноября 2011

Итак, на этот раз Пермского края оказалось мало для ноябрьских праздников, и мы замахнулись на Челябинскую область. А почему бы и нет?

Всего лишь 550 км от Перми и вот мы уже на подступах к одному из южных отрогов Среднего Урала – Аракульским Шиханам. Но… Начнём-ка сначала.

А начало было недели за два до дня народного единства. Как бы между делом (я даже особо серьезно и не восприняла) мой однокурсник Артем Винокурцев предложил поехать на Шиханы с его клубом. Название мне как-то сразу понравилось само по себе… Да я и не думала, что он всерьез собрался взять меня с собой, поэтому согласилась. Тем более что одновременно со мной он предложил поездку еще двум нашим однокурсникам, которые весьма далеки от туризма. Вот так вот с шутками-прибаутками мы пришли к пониманию, что едем все трое с Артемом и его компанией смотреть на Шиханы о_О. Смешно было уже на стадии обсуждения деталей поездки (Дима, наш однокурсник: «А где мы будем там спать? А пледик брать?» и т.п.).

Ну а раз нас уже и так много, то попросила дозволения взять с собой еще одну девочку из «Зодиака». Только информация о поездке как-то просочилась в массы и в итоге вместо «одной девочки» со мной оказалось 11 лиц разного пола о_О. У Артема собралось 14 человек. Так что «Газель» отпала сама собой, две «Газели» тоже совсем не вариант. Поэтому решили заказать микроавтобус.

В итоге по народу получилось следующее: основная масса – ПГК, трое наших с Артемом однокурсников, трое моих выросших ребят – кружковцев, четверо зодиаковцев => никто ни с кем не знаком и сразу было очевидно разделение на компании .

Решено было ехать в пятницу с самого ранья, чтобы вечерочком прибыть к месту и неторопно (цит. «по свету») разбить лагерь. НО… В назначенные 7.45 на месте встречи была только толпа народу. Автобуса не наблюдалось. Светало. Утро выдалось, мягко говоря, прохладное. Мы же рассчитывали прийти и сразу сесть в теплый салон, поэтому одежды как таковой надето было маловато для столь долгого ожидания. Минут через 30 спокойного стояния начались пляски, хороводы, а потом и вовсе откровенная беготня. Что удивительно, молодежь моя предпочитала мерзнуть, но не шевелиться. Мы же самозабвенно носились, играя в «ляпку» или просто туда-обратно.

Надоело. Автобуса нет. Рассвело окончательно, но не потеплело. Попытались греться в магазине за разгадыванием кроссворда, но были оттуда безжалостно выдворены суровой охранительницей продовольствия .

А автобуса все нет…

В итоге, опоздав на два часа, он приехал. И совсем не тот, который был нам обещан. И вот первое неприятное открытие – за рулем уже известный мне по летнему сплаву водитель!!! Мы еще тогда поражались его удивительной манере вести машину с полуприкрытыми глазами и способности легко опаздывать на три часа…

Итак, загрузились, разместились. Какими-то невнятными петлями мы сперва поехали в контору за путевкой для водителя. Здесь нам принес извинения некий дядечка – за столь долгое ожидание, и подчеркнул, что, зато нам достался более комфортабельный автобус. Ну, с этим не поспоришь. Этот автобус действительно был удобен – экскурсионный Mercedes со всей сопутствующей атрибутикой. Однако комфортабельность комфортабельностью, но на скорости его движения сей факт ни как не отразился .

Уф… Всё, закончились ожидания, хождения туда-сюда, выехали. Время очень сильно за 10. Дорога ничего примечательного не подарила. Почти 10 часов однообразного сидения. У моих отроков со времен нашей с ними общей деятельности выработался условный рефлекс – занимать заднюю часть автобуса (когда-то их было очень много, а транспортом мы пользовались часто, и чтобы не мешать людям, мы упихивались в конец), поэтому нам достались «Vip» -места с нерегулируемыми спинками и малюсеньким пространством для ног. Печалька…

Добраться до места можно несколькими способами. Наш руководитель (я только до конца так и не уверена, кто им был: Артем Винокурцев или Сергей Челышев ;) выбрал вариант через Суксун – Ачит – Красноуфимск – Арти – Верхний Уфалей – Силач. По трассе автобус шел почти быстро, а вот по грунтовке просто крался, лавируя между выбоинами на дороге…

Уже в совершеннейшей темноте доехали до поселка с позитивным таким названием Силач. Отсюда нам предстояло пройти 6 км до западного склона гряды Чемберлен (так нам местные потом сказали, у нашего руководителя я чего-то постеснялась спросить .

Выгрузились в одну огромную кучу, 20 минут перетряхивания вещей, и мы готовы идти. Грязь на дороге подмерзла, поэтому шлось довольно так бодренько и даже кучно. И через 1,5 часа Сергей провозгласил, что мы пришли. Вокруг темнотень, и только слегка угадываются силуэты скал в непосредственной близости к избранному под лагерь месту. Мужская часть нашей группы отбыла куда-то добывать сушину. Долго-долго их не было даже слышно, потом где-то вдалеке застрекотала бензопила. Палатки уже стоят, вот и костер появился. Пора варить ужин. Как завхоз я нынче крупно так накосячила: хлеб и изюм были забыты, а при покупке продуктов не смогла отстоять свою точку зрения, в итоге каша была с ананасами, хлеб с местной пекарни, а к обеду мы строгали замерзшими руками замерзшие овощи для …салата!!!

Ужин плавно перетек в посиделки у костра: болтали, смеялись, что-то рассказывали. Но день сидения в автобусе утомил, захотелось и на боковую. Мы себе на троих организовали комбайн и постепенно угревшись, уснули.

Вставать в холодное морозное утро отчаянно не хотелось, но дежурный уже несколько раз прокричал, что завтрак сварен. Пришлось выколупываться из теплого гнезда и вылазить к завтраку. Как оказалось, только казалось, что холодно. На самом деле вполне сносно. Просто организм все еще не может поверить, что лето уже закончилось .

После завтрака Сергей предложил всем перезнакомиться. А чтобы лучше запомнилось, знакомиться надо играя –> еще и тепло. Начали с деления на «Ту » и «Эту» команды для игры в «Цепи кованные». Разумеется, сперва называли тех, кто уже знаком. Дальше пошло легче, когда «свои» попали в плен. Потом кому-то пришла сногсшибательная идея поиграть в … «слона». Девчонки были головой слона, и им было скучно, поэтому постепенно выделился женский слон ! Но пройти 5 заветных шагов все равно не получилось, слишком уж толстозадым получался слоник .

Ну и еще одна замечательная забава под названием «свалка». Падает на снег Артем (или Дима, больше таких отчаянных заводил не находилось почему-то ) с воплем «СВАЛКА!» и на них сверху наваливается неразбериха рук, ног и прочих частей тела. Бессмысленно, но весело!

Как бы познакомились и согрелись. Пора идти смотреть, куда же мы приехали!

Само по себе слово «Шиханы» происходит от диалектизма шихан и названия башкирской родовой группы «уван» – высокая конусообразная гора. Шихан представляет собой скальную цепь, протянувшуюся с востока на запад более чем на два километра. Максимальная ширина цепи 40 - 50 метров, максимальная высота над землёй 80 метров (вершина Чемберлен). (Источник - Интернет)

Сложен Шихан огромными гранитными плитами и глыбами. А так как горы сами по себе очень древние, то у них было достаточно времени, чтобы их поверхность так причудливо выветрило (имею в виду физическое выветривание).

По скользеньким от свежего снега каменюкам вскарабкались наверх. Видимость так себе (что-то, конечно, видно, но не далеко) и ветер ошеломительный. Покрутились на верхней площадке, пофотографировались у «ванночек», у креста, да и просто так. Все. Вниз. Оказалось, что большая часть народу уже давно спустилась и ждут только нас. А пока ждут, снова бесятся. Играть в «три пятнадцать» почти что вдвадцатишестером весьма забавно .

Дальше мы идем смотреть на озеро Аракуль. Сергей повел нас на спуск, но тут кто-то позади сказал, что идти надо совсем не тут, поэтому хвост нашей гусеницы ушел в автономию. Нас же осталось 8 человек. Спустились к подножию скального массива, где у местных скалолазов располагается главный их «тренажер». Пока ждали, не выйдут ли наши товарищи, посмотрели, как ползет по скале человечек, гремя железками. Не вышли. Ну что ж, встретимся у озера. Бегущая вниз тропка постепенно привела на берег холоднющего Аракульского озера. Само по себе озеро находится в межгорной впадине, его название в переводе с башкирского означает «промежуточное озеро» или «озеро между гор» (Интернет). Летом там, должно быть, просто замечтательно. Но сейчас оно проассоциировалось с холодным северным морем. Сильный ветер пригонял к берегу приличную волну, которая выплескиваясь на берег, наморозила причудливые фигуры из травы и мусора.

Побродили по берегу, нашли остатки туристской баньки, забились под полиэтиленовый тент и устроили чайную паузу. Наши не пришли. И слышно их не было. Пора назад, время обеда уже вот-вот и наступит. Теперь тропочка была все время вверх и обратно ползлось уже не так бодренько. Зато теперь можно было оглядеться вокруг, тогда как на спуске приходилось больше смотреть под ноги. Вот и приметили, что деревья на склоне невероятно толстые и мощные. И при этом явное преобладание сосны. А интересно, сколько им таким, крупным, лет?! У «скалодрома» снова остановились в лагере челябинцев, немножко поговорили. И они еще раз уточнили, что все-таки, как бы нам не хотелось перековеркать произношение, ударение правильно ставить на второй слог - Аракуль.

В лагере оказалось, что мы как-то где-то разминулись с остальными членами группы, и они уже почти все вернулись. Так и не поняли, где кого носило, но сейчас по фотографиям видно, что на берегу мы были в очень разных местах. Но это будет позже, а пока мы на Шихане, и у нас обед – мороженный салат и супец. Вот что мне нравится зимой, так это разнообразие в еде, которым себя можно порадовать! Не надо привязывать меню к тушенке и можно готовить что-то более интересное .

После обеда Сергей снова всем придумал досуг – пиление деревянных блинчиков на скорость. Желающих оказалось не особенно много. Но особо неугомонные товарищи и тут азарт умудрились проявить !!! Потом вспомнилось, что не все посетили «Скалодром», на котором проходя местные соревнования. Но мы-то его уже видели по пути к озеру, поэтому и остались сторожить костер !

Ужин у нас ввиду позднего обеда куда-то передвинулся на неопределенное время. Возвращался народ частями: кому надоело смотреть, как лазают челябинцы, приходили мерзнуть к нам. Постепенно опять скопилась толпа, и маленького костерочка начинало явно не хватать. Выход? Веселые старты! Опять же две команды. Опять носились и валялись.

Вечером варили глинтвейн под гитару, пели частушки, смеялись. Сидели кусочком своей студенческой группы и что-то вспоминали из прошлого. Радовались, что было такое замечательное время – студенчество, что учились вместе, что здесь смогли собраться! И не было чувства отчужденности от того, что компании подобрались разные . Народ постепенно исчезал в палатках, за полночь ушли и мы в свой ангар.

Утро. Традиционно лежу до тех пор, пока не начнут звенеть посудой. Спешить нам особо не надо. Договоренность с водителем у нас на час дня (Эх! - это коротенькое слово вмещает в себя огромный рой эмоций и негодования в адрес нашего «милого» водителя. Эх, надо было ему встречу назначить на 8 утра, надо было!). Но пока мы еще не знаем о том, какая пакость нас ждет. Медленно завтракаем, медленно собираемся. Здесь есть связь, поэтому ближе ко времени нашего выхода Артем звонит удостовериться, что транспорт уже на подъезде. Ага! На подъезде, но только к Суксуну! о_О!!!

Погода солнечная, времени – вагон. Пошли еще раз посмотреть на окрестности с вершинки гряды. Сегодня видимость гораздо лучше. У подножия видны практически все озера. Ну, хоть посмотрели.

А в лагере мальчишки играют в «капусту». В ту самую, которая есть не что иное, как наш несостоявшийся салат на ужин. Только ошмётки летят!!! Далее – палатки собраны, площадка огромная, идея очевидна! Теперь у нас догонялки. Два ведущих должны переловить себе всех. Условие – держаться за руки. Забавно, особенно в конце, когда остается один человек, которого ловят две огромные толпы .

Все равно слишком много свободного времени. Очередной звонок водителю. Ну и улитка же он! Время уже 4, а он все еще только Екатеринбург проехал .

Решили пойти в Силач и там сварить обед, который у нас не планировался. Обратно шлось быстрее, поэтому довольно быстро мы пришли. Придумали пообедать пельменями, которые здесь же и купили. Немножечко вышли за пределы деревни и обосновались. Тогда думали, что ненадолго…

Варить 7 кг пельменей в двух огромных котлах в окружении 26 голодных человек довольно тревожное занятие, особенно, когда они кипят! Прямо загривком чувствуется переживание масс за успешность процесса .

Смеркалось… Заняться было особо не чем, поэтому так и стояли несколько часов, обступив костер и болтая о том, о сем. Пробовали водить хоровод, но как-то быстро надоело.

Оля: «Артем! Когда автобус приедет?»
Артем: «Не переживай, на работу ты завтра выйдешь!»
Оля: «Но я хотела бы выйти на нее из дома, а не из автобуса!»

В районе 19 автобус все ж таки приехал за нами. Другой. Маленький китайский ПАЗик (Isuzu). В багажник влезло всего несколько рюкзаков, остальные пришлось в салон втискивать. Ну и опять так сложилось, что нам же достался насест над багажником. Ноги влезли с трудом, а потом еще и рюкзаками заложили проход так, что у моего центрального места не осталось прохода. Но это очень замечательно! Легким движением всего организма мое неудобное сидячее место превращалось в самое удобное лежачее VIP ! Автобус все ж таки убог: по краям сильно мерзли, у нас лежал снег на нашем приступочке, а в середине салона сидели в футболках и жарились от печки… Теперь нам предстояло 10 часов обратного пути. Почти сразу нам погасили свет, и пришлось спать. Развалившись на рюкзаках, в тепле рядом сидящих, я спокойно так проспала до самой Перми .

Из-за опоздания водитель почти что безропотно согласился нас развезти в Перми по районам проживания. Так что мы с ребятами самыми последними и практически уже в 6 утра оказались на своем Парковом. Как раз есть время привести себя в порядок – и на работу .

Так вот и закончилось наше путешествие в Челябинскую область. И в качестве воспоминаний - только позитив. Ни холод, ни улиточный водитель не испортили впечатления от хорошей поездки!