ЧУДЕСНИЦА, ФЕВРАЛЬ 2007

Просмотров: 3645  |  размещен 30.03.2012

ОТРОКИ В ЧУДЕСНИЦЕ

Чудесница, февраль 2007

Итак! Идея! А не поехать ли нам на 23 февраля в пещеру Чудесница! Мысль мне в голову закинул Артем Винокурцев, он же и согласился стать вторым взрослым на эту поездку. Вау! Это нечто нереальное! Пока же он предпочитал только издеваться над моими затеями и все критиковать. А тут сам согласился поехать с моими отроками! Фантастика!

Собралось нас нынче 11 человек: Миша Н., Илья, Вадик, Сергей Л., Сергей О., Сергей З., Таня, Миша В., Ирина, я и Артем. Явное преобладание у моих девятиклассников, но несколько ребят школу уже закончили и как бы непосредственными моими подопечными не являлись вовсе.

Чуть позже я узнала, что одновременно с нами туда едет компания Артема из ПГК. Наверное, поэтому мы и договаривались о проживании с Ячменевым Николаем, а не с дядей Васей Суворовым, у которого остановились его друзья.

Итак, безумно ранним утром 23 февраля собираемся на своем традиционном перекрестке и топаем на вокзал. Автобус ждать даже не пытаемся, слишком рано. Но как-то внезапно он нас догоняет через пару остановок, так что на Пермь -2 приезжаем существенно раньше назначенного времени. Маемся дурью, ждем электричку. Постепенно собирается остальной народ. Ввиду раннего утра и насыщенности предыдущих дней всех нас благополучно сморило почти сразу после посадки в электропоезд.

Часов в 10 с мелочью мы уже в Чусовом. До следующей электрички у нас еще больше трёх часов. Отроки выспались, и теперь из них прет энергия. Они носятся по вокзалу, шумят и нарушают мирное существование стража порядка, который сделал мне замечание. Артем предложил увести их куда-нибудь от греха подальше. Что ж, собираемся и отправляемся гулять. Идти особо далеко не хочется, поэтому сперва оббегали все, что можно за вокзалом. А потом просто полезли на гору, что возвышается прямо за ним же. Наш случай как раз из тех: надо делать хоть что, лишь бы не сидеть. Потому мы просто лезем в гору. Что мы там позабыли, я придумаю после. Но оказалось, что уже сам процесс бегания в сугробе по пояс с горки на горку по отвалам увлек народ настолько, что придумывать причину стало не нужно. Мы валялись в сугробах, прыгали в них и кувыркались. Потом на крутяке затеяли «царя горы». Так что время пролетело настолько быстро, что мы уже начали спешить на электричку. Мокрые, в катышках налипшего снега, но румяные и довольные ввалились в теплый вагон, где большинство опять сморило.

В Пашии нам предстояло долго ждать автобус, чтобы доехать до Кусье-Александровского. Поражаюсь парням! Попрыгали-попрыгали на улице, сели на лавочку и опять уснули!

Пещера Чудесница административно расположена на территории Чусовского района. Ближайший населенный пункт – поселок Усть-Койва, от которого до пещеры 7 километров. Но до Усть-Койвы надо тоже еще добраться! От Кусьи нам предстояло топать где-то 12 километров по дороге.

Приехали, высадились. День замечательно солнечный! Все сияет и искрится в свежем снеге. Ребята бесятся всю дорогу, идут зигзагами, наскакивают друг на дружку и на меня. Очень быстро мы поняли, что в темпе Артема идти не можем. А он не мог идти с нами. Поэтому постепенно мы отстали от него и шли в своем ритме 50+10. Но и этот темп парни перестали выдерживать. Кому-то терла обувь, кому-то было тяжело. Особо они меня не посвящали в свои проблемы, типа взрослые, сами разберемся. Но отставать стали все очевиднее. Кто-то у меня ушел вперед, кто-то совсем отстал. Размазались по всей дороге, короче говоря. Было несколько мест, где мы просто не знали, куда идти из-за отворотов.

Постепенно стемнело. В темноте такие отвороты стали еще коварнее. Теперь мы уже сидели и ждали отстающий хвост, чтобы они не ушли, куда не надо. Хотя на тот момент у меня не было гарантии, что мы уже все вместе не ушли. Старшие мои Сергеи тоже усвистали вперед, и я не знала, догнали они Артема или так и идут вдвоем. Артема мы на пути больше так и не встретили до самого конца, поэтому я злилась, что очередной мой взрослый помощник опять меня с моими проблемами кинул…

Посередине пути увяла Таня. Мы уже до этого несколько раз перетряхивали вещи, чтобы облегчить ей рюкзак. Пришлось теперь уже догружаться мне, парней больше грузить было некуда. Тут и мальчишки сдались и стали просить пластырь. Вот черт! Еще и лямка оборвалась. Так что на очередном перекрестке мы засели основательно.

Разобрались с пластырем и пошли дальше. Совсем уже в темноте неожиданно увидели идущий навстречу фонарик. Оказалось, что это Артем вышел нас встречать. Забрал у Таньки рюкзак, поглумился над нашими пешеходными способностями и снова убежал вперед. Разумеется, парни его невзлюбили в тот раз. Ну и что, что они выглядят уже как мужички, ну и что, что уже сильные!? В головах-то ум еще детский, и оценивают они все по-детски! А сегодня им не помогли, когда было тяжело. И такой взрослый и всеумеющий и всезнающий Артем не стал для них образцом для подражания. Потому что другие мои помощники - и Саша Соболевский, и Леха Шумигай никогда над ними не смеялись. Они их поддерживали и были рядом! Ну, да ладно, пришли и хорошо!

Николай Ячменев оказался весьма живым и общительным. Он выделил нам балок – бочку (цистерну), в которой вдоль одного края настелены нары, а в уголке стоит печка-буржуйка. Рассказал, где брать дрова и куда идти за водой. Вечером пригласил зайти за лыжами, которые мы берем у него на прокат.

Вечер пролетел в хозяйственных заботах: печь, ужин, отдых. Уже совсем под ночь оказалось, что Артему надо сходить к своим друзьям, которые у дяди Васи. Зачем-то позвал меня с собой, а я зачем-то пошла. С одной стороны надо дать ребятам возможность побыть без моего надзора, выговориться; с другой – хотелось посмотреть, а как там все оборудовано. Там оказался более добротный дом, чем у Ячменева. И как-то все более душевно и по-домашнему. Но присутствовать на чужом празднике мне было крайне неуютно. Промучилась с час и сказала, что возвращаюсь к ребятам. Артем пошел тоже, хотя было совершенно очевидно, что с друзьями ему интереснее. Но на ему работы хватает – надо еще подгонять всем лыжи, а вечер уже закончился… Так что «дома», пока все валялись, он еще час с лишним занимался лыжами. Все. Отбой!

Утром долго готовился завтрак, хотя дежурные и встали вовремя. Но мы этому были только рады, – вставать не хотелось совершенно. Тем не менее, пора. Собрались, разобрали лыжи. Пошли!

Пошли пока что по дороге, которая вела к Чусовой. Сама пещера расположена на левом берегу речки Поныш, которая в свою очередь является левым притоком реки Чусовой. Соответственно, нам предстояло сперва перейти через Чусовую, а уже потом карабкаться на крутой ее левый берег, чтобы максимально короткой дорогой прийти к горе, в которой прорыла свои ходы Чудесница. Но Миша и Вадик, идущие в конце, решили, что лыжи пора надеть на дороге. Ведь она идет под горку, а это значит, что можно здорово прокатиться! Разумеется, скорость они набрали приличную. Вадик – опытный лыжник, чемпион школы, он справился с управлением, а вот Миха затормозил, уткнувшись лыжными носами в боковой сугроб, наваленный трактором при чистке дороги. Ну и одну лыжину он при этом умудрился сломать чуть ли не в щепки!

Артем глазам своим не мог поверить, что в первые 15 минут мы сможем так усложнить его жизнь! Тем не менее, лыжу пришлось ремонтировать. А мы пока стояли и смотрели на пейзаж. Пошли дальше. Перебрались через реку, начали карабкаться на склон. Опять что-то у кого-то отпало в креплении. И сразу следом новое открытие – тропить никто из парней не может. Метра 3-4-5 и они дохнут, а Артем не может идти с такой черепашьей скоростью. Поэтому весь путь до пещеры тропил, в основном, он один. Только изредка выпинывал кого-то из старших парней, чтобы отдохнуть хоть немного…

Дошли. Вот он, Кладовый камень. Пещера открыта сравнительно недавно (в 1970-х), но популярностью пользуется большой. Хотя и нет никаких легенд и сказок с нею связанных. Единственное, что при первичном исследовании гротов были найдены кости и черепа пещерных медведей, затёкшие кальцитом. Многочисленные натечные образования всевозможных форм, особенно занавеси из сталактитов, позволили Чудеснице снискать славу «Дивьи в миниатюре». Общая протяженность ходов – 512 метров.

Сняли лыжи, переоделись, нацепили каски. Артем с нами в пещеру не идет, с его габаритами там просто делать нечего! Тут мы встретили компанию людей, которые нас по ней согласились провести. Входное отверстие представляет собой низкую (0,2-0,3 м) и широкую (до 2 м) щель, которая через 4 метра открывается в грот Большой (длина 30 метров, ширина 6 метров, высота до 3 метров (ист. Интернет)). Грот постепенно понижается и приводит к очередной шкуродерной пролазке, которую спелеологи называют меандр. Из интересного – здесь сосредоточены ледяные образования, которые в виде причудливых фигурок стоят повсюду. Уже не первый раз вижу тут некое подобие ледяной елочки. Ну и, разумеется, красивейшие кристаллики на своде и стенах пещеры! Далее грот Вестибюль (размеры грота: длина 20 м, ширина – 10, высота до 8 метров). Ледяная скульптура сменяется здесь натечными формами, которые представлены в пещере во всём многообразии: сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, гуры, пещерный жемчуг, натечная кора, гелектиты, кораллиты, лунное молоко и т.д.

Отсюда через шкуродёр с лужей можно попасть в грот Ледоруб или в грот Надежды (как-то тут все дальше хитро закольцовано, что можно ходить по кругу очень долго и не видеть выхода из пещеры…). Есть несколько интересных мест, где переход из грота в грот осуществляется либо свободным лазанием, либо в распорах через узкую и муторную щель, либо свободным сползанием на животе попой вперед !

Потеряла здесь всех! Кругом была куча разного народу. Вдруг встретилась с Ильей Абрамовым (однокурсником из ПГК), так же случайно иногда встречала кого-нибудь из своих ребят. Но также неожиданно они все разом вдруг нашлись, и оказались уже около меня. Оказалось, что ползаем мы тут уже почти 3 часа и, в общем-то, посмотрели все, пора на свет белый! Счастливые и довольные, но невероятно грязные, скатились к подножию Кладового камня, где ждали нас наши вещи и Артем. Быстренький перекус, переодевания и домой, а то что-то стало холодать! Обратная дорога традиционно пролетела практически моментально. Уже перед самым лагерем Артем сообщил, что остается кататься с горы со своими, а вы идите, ужин делайте. На том и порешили.

Мы свой вечер провели в традиционном хаосе мельтешащих ног и рук: ребята бесились, будто и не устали вовсе. Почти к ужину пришел Артем со сломанной лыжей. Вечером провели некое подобие свечи – делились впечатлениями о прошедших днях. Все довольны !

25.02. – очередное безумно раннее утро! Сегодня нам надо успеть до 3-х дня дойти до Кусьи! Вчерашний морозец еще больше окреп, идти приходилось весьма бодренько. Термометр на базе показал нам -36! Танька сразу не смогла нести рюкзак, поэтому ее максимально разгрузили еще в лагере. Но и это не помогло, так что в итоге Серега Ощепков нес два рюкзака. Артема мы в дороге снова не видели, шли своей ребячьей компанией. Несмотря на такой мороз и мозоли, уже с самого утра резвились и радовались жизни. В Кусье-Александровском ждать автобус негде, на улице чуток потеплело, и как нам сказал дядька-водитель грузовика на столбике -32! Действительно, потеплело! Зато очень ясно и солнечно. Милая и добрая продавщица в приостановочном магазине разрешила посидеть у нее рядом с батареей. Там мы сперва скромненько привстали, а потом и вовсе расселись. Еще она нам нагрела кипятку, мы купли у нее всяких вкусняшек и с комфортом ждали свой автобус.

А потом электричка. Долгое ожидание в Чусовом, когда нас опять за шум попросили уйти! На этот раз отпустила их одних шарохаться по окрестностям вокзала. Ничего, умудрились не наскрести приключений. Правда, доблестные стражи порядка в очередной раз проверили мои документы и документы на ребят.