ВЕЛО-КРЫМ, 30 АПРЕЛЯ - 13 МАЯ 2012

 
   Участники
Просмотров: 6474  |  размещен 29.05.2012
Ещё дневники этого автора


КРЫМ... КРЫМ? ВЕЛО-КРЫМ!!!

дневник похода: Вело-Крым, 30 апреля - 13 мая 2012

В этот раз долгого раздумывания о том, как провести май, не было. Был известен маршрут, была собрана компания. Оставалось только дать принципиальное согласие и пойти покупать билеты. В итоге получился следующий коллектив:

  • Артем – руководитель, организатор, командир в одном лице;
  • Аня – завхоз, правая рука Артема, фотограф;
  • Алексей – один из активных членов veloperm.ru, мастер по ремонту велосипедов;
  • Люба, Юля, Иван и я – рядовые участники.

Выезжали из Перми 30 апреля. Крайне сложно, оказалось, дотащить до вокзала рюкзак и зачехленный велосипед. Не хватало роста, чтобы не бить по своим ногам и по тротуару педалями, не хватало сил, чтобы держать на одной руке велосипед, да и велорюкзак настолько неудобен для ношения на спине, что тоже радости своим присутствием не добавлял... Еще одно сомнительное удовольствие – запихивать велосипед в вагон, а затем на верхнюю полку. Женскими силами это трудноосуществимое занятие!

Поезд сам по себе ничем особо примечателен не был. Разве что удачно сложилось с соседями по отсеку – доброжелательны, приветливы, общительны.

01.05.2012
Первомайская Москва встретила нас уже привычной суетой и многоголосым шумом миллионника. До следующего поезда у нас было около 8 часов, проводить которые на вокзале, разумеется, не хотелось. Иван с Артемом остались выполнять охранные функции при куче наших вещей, а мы отправились гулять! В это посещение нашей столицы мне хотелось посетить территорию ВДНХ. По рассказам старшего поколения сие место во времена Союза представляло собой нечто выдающееся! Попасть на эту выставку со своим экспонатом было большим почетом, а масштабность проходивших здесь мероприятий действительно отражало суть тогдашнего ее названия – Всесоюзная! Сюда стремились не только москвичи, но и более удаленноживущие соотечественники. Стремилась сюда и я, чтобы своими глазами увидеть, о чем раньше только читала!

Добирались до места на моем любимом метро. Снова глазела по сторонам и пыталась узнавать описания разных моментов из своих любимых книг. Неожиданным коллегой в поиске гермостворок стал Алексей. Теперь я не одна засматривалась по сторонам, выискивая интересные приметы.

На подходах к ВДНХ мы встретили толпу народа, которая плавно обтекала Аллею Героев Космоса. За ограждением парка из разных углов играла разномастная музыка и ничего интересного не наблюдалось. Побродили с краешку и мы. Дошли до стелы «Покорителям космоса», посмотрели открывающийся вид на Останкинскую телебашню и на гостиницу «Космос». Заглянули в музей космонавтики, но проходить в залы не решились – дороговато, да и времени нет. Далее отправились в сторону самого комплекса. Впечатлилась! В моем понимании лучше всего ВДНХ можно охарактеризовать как венец советского монументализма. Каждый павильон-дворец выделяется своей самобытностью, неповторимой архитектурой с применением национальных мотивов и символики в духе того времени. Просто немыслимая смесь! По рассказам и описаниям во времена СССР в некоторых павильонах были торговые ряды под чередой арок, между лепными колоннами и под сводами куполов. Тогда это был триумф народного хозяйства. Но! Нелепо! Нелепо смотрится пластиковый ряд торговых палаток, на заднем плане которых высятся колонны...

В первые несколько павильонов заходили все вместе, но потом выяснилось, что после каждого из них мы еще 15 минут ждем Юлю, поэтому теперь мы будем проходить мимо. Эх! Мимо-то мимо, но вот уже впереди красивый дворец, который я хочу посмотреть и изнутри тоже! Собственно, привлек меня павильон своим огромным куполом. Хотелось посмотреть, как это может выглядеть изнутри. Было ожидание чего-то невероятно интересного внутри самого павильона, ведь не может в таком здании располагаться обычный магазин! Ожидания не были обмануты – огромное пространство под куполом, узорчатые подпорки и отделка в общем стиле сталинского ампира! Когда-то он назывался «Механизация и электрификация сельского хозяйства». Когда-то в нем выставлялась на двух ярусах сельскохозяйственная техника. Главный фасад с огромным входом между двумя башнями увенчан традиционными скульптурами рабочего и колхозницы. Вся поверхность фасада покрыта барельефами на сельскохозяйственные темы. Внутри в центральной части фронтальной стены огромный белый прямоугольник с едва различимыми чертами улыбающегося героя. Опознать личность уже практически невозможно, скорее всего, это наследие периода, когда павильон назывался «Космос». От этого еще более сюрреалистично выглядят торговцы рассадой, словно забравшиеся со своими саженцами в какой-нибудь столичный ДК… Возникло стойкое ощущение иллюстрации к какой-нибудь постапокалипсической книжице, герои которой давно позабыли о назначении храмов и дворцов, разводя в их тенистых гулких залах коз и поросят… Резко бросалась в глаза запущенность павильонов. Внешняя драпировочка на уровне взгляда покупателя, а стоит поднять глаза чуть выше, и вот уже взгляду открывается облупившаяся краска или отвалившиеся куски некогда яркой мозаики...

«Механизация и электрификация», «Земледелие», «Хлопок», «Корма», «Карелия», «Оптика» – когда-то эти названия имели смысл. Предложенные товары многих павильонов сегодня, на мой беглый взгляд, практически ничем не уникальны. По пути забегали в некоторые павильоны, мельком смотрели на предлагаемый товар, который от здания к зданию мало чем отличался и уже как-то слабо делился по отраслям или региональной принадлежности...


Еще по приходу на ВДНХ кто-то из нас озвучил идею покататься на колесе обозрения. К концу прогулки сия идея стала однозначной целью. Удовольствие это обошлось нам в 300 рублей с носа, но оно того стоило! Московское колесо обозрения значительно выше нашего, вид с него открывается впечатляющий! Немного поспорили о типе кабинки – закрытая коробочка или открытая скамейка. По принципу «победило большинство» стоим очередью в открытую кабинку. Большого количества желающих покататься ввиду дневного времени еще не было, поэтому нас всех усадили на одну сторону с весьма удачным ракурсом обзора. Медленно-медленно колесо потащило кабинку вверх. У-ух какой открывается вид уже с середины колеса! Вполне теплая погода с легким ветерком, который даже на самой максимальной точке не доставлял дискомфорта, в открытой кабинке, уверена, доставили больше удовольствия от аттракциона!

Монумент «Рабочий и колхозница», сидящий в памяти с раннего детства и являющийся своеобразным символом той, давно ушедшей эпохи, когда в почете были те самые рабочие с колхозницами, вблизи удивил своей огромностью. Посидели немного возле него и далее уже прямым ходом отправляемся в метро и на наш вокзал – отпущенное нам для прогулок время истекло.

На вокзале все разбежались по своим делам: кто в магазин, кто обедать. Где-то в это же время приехала Люба, с которой мы встретились только в Москве. Билеты были куплены с удивительной закономерностью! Леша, Юля и Артем снова оказались вместе и снова с бабулькой-попутчицей на том же самом месте. А нам с девочками опять досталась компания доброжелательных мужчин, но еще и вредная говорливая тетка в довесок. Удивительным при знакомстве оказалось, что сосед наш родом из Чердыни и у меня с ним даже нашлись общие знакомые! А еще нам снова достался отсек с аварийным окном, из-за чего мы всю дорогу невероятно страдали от духоты. В нашем отсеке нас сидело больше, чем было «прописано», соответственно и жарче у нас было больше, чем у соседей…

Дорога за разговорами, чередующимися со спячкой, пролетела довольно-таки быстро. Таможню проходили уже ночью. В районе часа ночи нас растормошила женщина-погранец, спросила документы и потребовала посмотреть на нее двумя открытыми глазами одновременно, дабы сравнить лохматое и спящее существо с паспортной фотокарточкой. Следующий кадр воспоминаний относится уже к украинской таможне, где мужской голос долго и упорно в нашем отсеке вопрошал «шо це таке», указывая куда-то под потолок. Спросонья никто ему не мог ответить внятно, что это велосипеды в чехлах, поэтому он спрашивал снова и снова. Аня пыталась рассказать что-то о наших вещах, но это тоже был ответ не на его вопрос. Последнее, что запомнилось – ворованные конфеты…

Торговец, продвигаясь по спящему вагону, громко вещал:
- Ворованные конфеты. Свежие ворованные конфеты. Не спим, для вас воруем! Конфеты! Свежие…

Что бы это значило, в тот момент мы не поняли.

02.05.2012
Владиславовка встретила нас запахом сирени и самым настоящим летом! Достаточно оперативно выгрузились из поезда и расположились недалеко от перрона на газончике – собирать велосипеды. На это мероприятие ушло чуть больше часа, вот мы и готовы! Буквально сразу за поселком дорогу опутал густой туман, так что даже капельки на стеклах очков накапливались. Ехать было не жарко, но уже первые сотни метров выявили во мне, в общем-то, ожидаемое слабое звено. Два дня поездной лежки и взятый ребятами темп меня сходу выбил из общего движения. Радовало, что ждали и давали время отдышаться…э-эх!

Добрались до Феодосии несколько позже, чем планировалось. Сперва обменник, затем магазин туристского снаряжения, в который мы не успели. Всего-то около часа назад закрылся . Пришлось менять дальнейшие планы, без газа нам уезжать никак нельзя! Купили продукты, воду и отправились искать место для ночлега на окраину городка.

Сама Феодосия в предзакатном освещении выглядела очень привлекательно: светленькие яркие домики, утопающие в зелени дворов, цветущие каштаны и сирень, промелькивающее между домами море и ощущение путешествия!

Для ночевки забрались в лесок на окраине города. Не обошлось по пути и без поломок – у одного из велосипедов от натуги на сумасшедшем подъеме лопнула цепь… Я же в эту горку смогла взойти только пешком, ведя вел в поводу.
- Надо Надю разгрузить!
- Так у меня и нет ничего общественного…
- А ты отдай сухпайки кому-нибудь.
- Только подпиши!

Уже в темноте поставили лагерь, сварили долгожданный нормальный ужин – отбой!

Велосипедное расстояние этого дня – около 21 км

03.05.2012
Уже к 8 утра мы позавтракали и даже собрали лагерь! Но предрейсовый осмотр девчачьих великов выявил ряд косяков, которые Алексей взялся устранять. А началось все с моего маленького вопросика: «Почему у меня не переключается на единичку?». В итоге оказалось, что все не так сделано, да еще и спицы все расшатаны, да еще и…Короче говоря, задержались мы в лагере еще часа на 1,5, да и хорошо, что задержались. К нужному нам магазину в начале 11 мы подъехали одновременно с продавцом, который его и открыл. В магазине этом приобрели столь нужный нам газ, рядом же sim-карты и воду в дорогу. Все, в путь!

До выезда из города еще немножко прокатились по Феодосии (кстати, весьма удобная штука GPS на руле впередиедущего Ивана – никаких петляний и поисков дороги!), сфотографировались у обелиска с названием города (единственный раз, больше обелиски нас почему-то не мотивировали около них фоткаться) и дальше по автомобильной дороге на Коктебель. Главная цель сегодняшнего дня – заповедник «Карадаг».

Дорога до него была примечательна разве что своей непривычностью. И даже не столько дорога, сколько открывающиеся по сторонам от нее виды. Все тот же асфальт, убегающий под переднее колесо велосипеда, ничем не отличается от родного уральского, но стоит поднять глаза и …

Через Коктебель и Щебетовку, через Курортное добрались до шлагбаума перед воротами заповедника. Оставили велосипеды тут же, в тенистом закутке, сцепив их между собой и с забором. Заплатили по 60 грн и побежали догонять экскурсию, которая уже началась. В музей мы по причине опоздания не попали, да еще и с Артемом и Иваном потеряли начало нашей группы, так что первые участки маршрута просто промелькнули без осознанного разглядывания. Удивительно, что вообще в хитросплетении тропинок биостанции мы умудрились найти ушедшую группу. Леха, который еще больше нас опоздал, поделился, что сориентировался в направлении по следам от контактных ботинок на песке .

Экскурсию вела молоденькая девушка Яна, которая нам и сообщила, что сейчас мы спокойным темпом все вместе пойдем вверх пару километров. И втопила так, что за ее «спокойным темпом» поспевали далеко не все. Зато мы потом долго сидели в тенечке под кустиком, ели свои орехи и ждали отставших. Как экскурсовод Яна дебютировала именно в этот день, и больше цеплялась к фотографирующей Ане, чем давала информацию об окружающем…

«Кара-Даг» в переводе с крымскотатарского – Черная гора. Есть ли в ней что-то черное, лично я не узрела, возможно, название связано с тем, что по происхождению Кара-Даг – древний разрушенный вулкан. Сам заповедник очень красив. Таблички «Туда не ходи, сюда не ходи» приносят свои плоды – повсюду достаточно чистенько и слабовытаптанно. Все впечатляющие места мы прошли бодрым драпом, так как места для остановок у Яны запланированы свои, а не там, где хотелось бы нам.

По красоте и оригинальности форм рельефа заповедник входит в число красивейших мест планеты. Самая большая достопримечательность Карадага его Золотые ворота – скала-останец в форме арки, стоящая посреди бухты. Здесь у нас состоялась довольно длительная остановка. Из рассказа Яны ничего не запомнилось, зато вдалеке мы видели стайку дельфинов. Еще на территории заповедника (и более нигде за весь поход) сняла двух клещей – с Лехи и с Ани – огромных и каких-то неправильно быстрых. Видимо, обитают такие только здесь .

Закончилась экскурсия у грандиозного интрузивного массива с названием гора Магнитная. Дальше часть группы уходит с проводником в Коктебель, а наша команда с Яной – обратно на биостанцию по короткому и не примечательному пути. Навигатор показал, что всего пешочком по заказнику мы нагуляли около 8 км.

Велосипеды наши стояли все в том же месте, а вещи выглядели нетронутыми. Прогулка по жаре изрядно утомила, поэтому сперва немного посидели передохнули, в очередной раз перекусили и …пошли купаться! Первый выход к морю представлял собой крупногалечниковый пляж, в прибое которого скопился мусор и традиционные дохлые медузы. Народу по-майски немного, а вода… Ну, не сказать, чтобы совершенно невозможная холодина, но прохладно и лично для меня длительные водные процедуры в такой воде – сомнительное удовольствие. Чего нельзя сказать о Любе с Юлей, которые устраивали заплывы в нескольких десятках метров от берега, и обратно возвращаться долго не хотели.

Рассиживаться Артем особо нам не дал, торопил собираться и двигаться дальше в путь. Послушались. На обратном пути до Щебетовки под другим ракурсом разглядела местные виллы. В самом деле, выглядят так, будто маленькие замки, утопающие в зелени садов, и в довершение аристократичности – крики павлина с одного из дворов!

В Щебетовке закупаемся продуктами на ужин/завтрак, чуть дальше набираем воду. Теперь осталось найти местечко для ночевки. Ничего путного не попадалось, да и темнеть уже начало. В итоге решили встать чуть в стороне от дороги на окраине виноградного поля, благо пока их еще не охраняют. Полянка – кочка на кочке, да еще и сухая пыльная земля вокруг. Зато весьма успешно развесили мокрые вещи по виноградниковым подпоркам! Да еще и небольшой ручеек протекает совсем близко от нашего лагеря.

За ужином с чего-то развеселились так, что дошло до смеха без причины.

Предлагаю очень настойчиво Алексею добавку к супу. На что этот грубиян отвечает:
- Иди ты уже в поле и растворись там как тушенка в супе!

Темно. Вслух планирую идти мыть на речку котел. Зову себе компанию, чтоб не страшно было. Алексей не слышал начала разговора, только то, что я куда-то собралась идти:
- Так зачем тебе куда-то идти?! Иди, вон, в поле, там темно и ничего не видно!
- Кхм?! А ты уверен, что хочешь, чтобы я сходила помыть котел в поле!?

Все, отбой на сегодня!

Велосипедное расстояние – 49 км
Пешеходный маршрут – 8 км
Температура на солнце +35 градусов.

04.05.2012
Под утро было отчаянно зябко. Даже мое раннее дежурное утро не спасло меня от замерзания еще в спальнике. Палатки стояли совсем в тени, поэтому даже к концу завтрака солнце к нам не пришло .

Пока готовилась еда, Леха в очередной раз провел ТО моего велосипеда. Со своим новым железным другом я познакомилась за неделю до выезда и даже не подозревала, какие он для меня приготовил сюрпризы. Собственно, по жизни, к велосипедному миру я имею весьма посредственное отношение. Все, что я могу для своего велосипеда сделать в плане техобслуживания самостоятельно – это помыть его водичкой. Дальше для меня начинаются загадки. Сегодня оказалось, что какие-то детали не совместимы друг с другом и лучше, чем сейчас есть, уже не будет. Ну, а дальше по накатанной – начал Леха с моего велосипеда, а в результате пришлось посмотреть все !

В девять с копейками выдвинулись. Уже с самого начала пути было очень жарко! Бортовой компьютер на Лехином велосипеде зафиксировал в этот день температуру на солнце в +42 градуса!!! О_о. Особенно невероятной жара становилась на подъемах, когда у меня даже на 1-1 подниматься получалось с большим трудом.

Из первой половины дня ничего особо примечательного не было, разве что местечко под название Солнечная Долина. Хотя, на мой взгляд, ей бы подошло название Раскаленная Сковородка! Длинный серпантин подъема закончился таким же шикарным спуском, в конце которого как раз оказался этот поселок. Разумеется, что мимо магазина мы проехать не смогли! Купили по нескольку литров воды – когда там следующий магазин будет – неизвестно, а пить хочется всегда и много. Собственно, вода – это чуть ли не единственное на что тратились деньги лично у меня. В очередной раз умилилась тому, как замерло время в таких вот удаленных поселковых магазинчиках! Просто заповедник Советского Союза! Уверена, что и в 80-х ничего принципиально здесь не отличалось: те же деревянные двери, те же прилавки, лампы и пропеллер вентилятора под потолком. Даже тетушки-продавщицы с совковым апломбом грубят в ответ просто так, из спортивного интереса!

Сама по себе Солнечная Долина, действительно, очень солнечная. Порой даже видно движение воздуха над перегретым асфальтом. Бесконечные виноградники тянутся по обе стороны от дороги, а слева бескрайность Черного моря! За каждым охренительным подъемом в обязательном порядке идет такой же впечатляющий спуск. 3-4 км медленных петель ползущего вверх серпантина сменяются сумасшедшим мельканием этих же километров под горку. На спуске скорость у всех разная, но в этот день даже Леха зафиксировал у себя рекорд в 71 км/ч!

В самый разгар дня убедили нашего командира в необходимости купального привала. Тем более что трасса подошла очень удачно прямо к побережью, и маленький пляжик подвернулся просто сам собой! В этот раз море показалось более прохладным, а заход в окружении водорослей менее удобным. Но в этой невероятной жаре море было столь желанным, что на все эти мелочи никто даже не обратил внимания!

К обеду добрались до Судака. Здесь главная цель – Генуэзская крепость. Изначально планов на Судак и его окрестности было гораздо больше, но отставание в полдня никуда так и не делось, поэтому программа была жестоко сокращена. Оставалось довольствоваться малым… Артем с Иваном остались в кафе стеречь велосипеды, остальные пошли на обзорную экскурсию. Ходить все вместе мы не смогли, потеряв, в первые же минуты, Аню, испарившуюся с фотоаппаратом в неизвестном направлении. Затем отделился Алексей, следом Люба и Юля. Причем все как-то уходили по одному. Зато я встретила Аню, и обратно возвращались мы уже с ней вдвоем.

Далее продолжаем двигаться в сторону Алушты. В поселке с очень «говорящим» названием Морское купили необходимые продукты, набрали воду. При полной загрузке крутить педали как-то печально, поэтому вечерний лагерь организовали всего в паре километров от села. На мой взгляд, это была самая чудесная стоянка!

Местечко уже присмотрели для себя наши коллеги по педалированию из Киева, но они не имели ничего против нашего соседства, поэтому двумя компаниями дружненько разместились на небольшом уступчике в нескольких метрах от дороги с видом на море! Это получилась одна из самых восхитительных стоянок! С дороги наш лагерь было не видно, а нам с нашей высоты открывался живописный заливчик с рыбачащими траулерами, далекими огнями поселков и звездным небом над морем. Красоты добавила почти полная Луна, яркая настолько, что даже тени казались по-дневному густыми и четкими!

Уже в полной темноте ходила мыть в море посуду, и просто оторваться от него не могла! Лунная дорожка, мириады звезд, шум прибоя, силуэты кораблей и чувство полного счастья!

Юля про утреннее дежурство задает из нашей палатки вопрос в соседнюю:
- Ваня, ты нас будишь? (мы услышали в этом вопросе иной смысл и долго не могли успокоиться от хохота .

Расстояние – 54 км
Температура на солнце +42 градуса.

05.05.2012
Утро наступило очень рано для всех. На открытом участке палатка быстро нагрелась на солнце, и все выскочили еще до завтрака. 7 утра, а никакой утренней зябкости даже не наблюдается – мажемся кремом от загара!

Уже традиционно выезжаем в 9 с копейками. Сегодняшнее начало дня просто невероятно по своей жаре. Пот льет ручьями, крем совершенно не спасает от жгучих солнечных лучей, а ветер куда-то запропастился… Накопившаяся усталость тоже дает о себе знать – особо противные участки серпантина я иду уже пешком… По-прежнему двигаемся в сторону Алушты, где сегодня мы должны встретиться с москвичами – дополнительными участниками нашего велозаезда. В целом маршрут этого дня ничем не примечателен: гора вверх, гора вниз, гора вверх…И только пейзажи по сторонам дороги держали в восхищении на протяжении всего дня, не давая впадать в печаль от монотонных горок. Серпантин начался практически сразу после нашего лагеря, так что пришлось сразу выкладываться, поэтому питьевая вода закончилась довольно быстро. После спуска с перевала немного в стороне осталось с. Приветное, в которое мы едем пополнять запасы воды. Маленькое и уютное, с цветущей сиренью, полями на склонах и кудахтаньем кур, оно ничем практически не отличается от тысяч своих побратимов в России, разве что на полях тех расположились виноградники вместо зерновых или картошки.

Здесь в тени у магазина устроили привальчик минут на 40, скупив кучу разных напитков и жизненнонеобходимое мороженое! К обеду жара стала настолько невероятной, что курящийся горячий воздух стало видно не только над асфальтом! После очередного перевала нашли маленький кусочек тени и дружно залегли в нее. Начали со скромных посиделок с жеванием сухпайков, но вот уже вытащились пенки, и пришлось немного полежать. Командир на продолжении пути не сильно настаивал, поэтому час мы вылеживались перед очередным подъемом.

После следующего перевала мы попали в село Рыбачье, тянущееся узкой полоской вдоль моря.

Дальше горки поутратили свою тягучесть, и довольно быстро мы оказались в Малореченском, а затем почти сразу в Солнечногорском поселке, где долго ждали Ваню, который на подъезде к селу прокололся. Удивила очень необычная церковь – утопленникам и погибшим кораблям. Ни на что не похожая архитектура с якорями на фресках, моделями парусников на фронтонах и розой ветров вместо традиционного креста! А расположение церкви на небольшом выступе создает иллюзию парения и воздушности!

Храм Святого Николая Мирликийского посвящен погибшим морякам и путешественникам и одновременно служит маяком. Высота с верхним и нижним уровнями составляет 54 м. Вместо традиционного купола церковь венчает золотой крест, под которым шар – символ Земли. В декоративном оформлении использована морская тематика. Храм разделен на три уровня. Храм расположен на втором уровне, На третьем – колокольня и маяк. В нижней части комплекса в 2009 г. открыт Музей катастроф на водах. В 16-ти помещениях, декорированных в виде затонувшего корабля, размещена экспозиция, повествующая о самых трагических страницах истории мореплавания – о самых крупных и резонансных кораблекрушениях мирового океана (Интернет).

В следующем населенном пункте – Солнечногорске – возникли проблемы с моей цепью. На этот раз наш диагноз «капец твоему петуху настал», но после каких-то Лехиных манипуляций все снова стало работать довольно справно. Разве что душераздирающий скрип тормозов никуда не думал деваться, да начала в такт им подскрипывать каретка…

До места встречи с москвичами мы не успевали просто никак, пора было становиться на ночь. А тут еще и ручей Алака подвернулся удачно – мы остаемся здесь! Единственное недоразумение – мы забыли купить на сегодня продукты %). Спас уже в который раз запасливый Леха, выдавший нам банку каши с мясом, которая заменила в супе тушенку. А вместо хлеба купили в придорожном кафе лаваши – больше они нас ничем порадовать не могли ввиду огромнейшей очереди спустившихся с Димерджи туристов. Вечер прошел в хозяйственных делах, купаниях, телефонных переговорах с москвичами. Все та же огромная Луна без моря уже не производила должного впечатления, хотя, вроде как, полнолуние настало…

Расстояние – 50 км
Температура +29 – +32 градуса.

06.05.2012
Пока собирались и завтракали, стояла чудесная солнечная погода. Но чем ближе подходило время выезда, тем более тучно становилось на небе. Явно, с моря что-то надвигалось, и это «что-то» грозило вылиться приличным дождем! Пришлось упаковываться с учетом ливня. Выехали. Первая часть серпантина прошла в ожидании дождя, которого так и не случилось. Зато уже через пару часов снова жарило так, что пришлось повторно мазаться жирным слоем крема. Такого расхода защитного крема я что-то в своей практике не припоминаю!

После перевала стала видна Алушта. Многоэтажки на фоне громады гор, цветущие сады и все тоже море вдоль города! Останавливались полюбоваться на открывшуюся панораму в специальном кармане дороги, где я притормозила новым для себя способом – с использованием коленей. Плохой способ, не понравился … А еще уже который день вызывали робкое недоумение стелы, находящиеся зачастую прямо на поворотах. Удивляло не совсем их удачное расположение – они же немало отвлекают от дороги! Начинаешь смотреть, что же там изображено и вот ты уже вылазишь на повороте на встречную полосу…

В самой Алуште нам нужна набережная, где у нас назначена встреча с ребятами. По прямой дороге мы выехали в искомое место не сразу, сперва попали в какой-то огромный парк с вековыми деревьями, кроны которых так густо переплелись, что на дорогу даже не попадали лучи солнца. При этом что-то здесь еще цвело и чирикало, создавая ощущения тропического леса.

Для ожидания выбрали кафешку на набережной с непрезентабельным названием «Столовая», которая на фоне прочих общепитов смотрелась достаточно простенько. Но к ней прилагалась открытая площадка с видом на море, а меню было достаточно разнообразным и весьма приемлемым по стоимости.

Как раз к концу нашего обеда подъехали москвичи – Настя и Илья – оранжевые ребята. Разумеется, что им тоже надо передохнуть. Поэтому еще около 1,5 часов нам дано на самостоятельный отдых: купания, фотографирования, прогулки по набережной с мороженным и пр. по потребностям. Здесь Леха с Любой встретили своего товарища, которому настойчиво, но безрезультатно звонили до этого весь день. Просто удивительно, что проезжающий мимо парень оказался их Вадиком Пандой. Вадик нам был рад, так как ему нужна была какая-то штуковина для ремонта велосипеда, которую ему тут же и выдали. Жизнерадостный, улыбчивый и весьма бодрый, он звал нас всех фотографироваться, но мы были в послеобеденном режиме «я – овощ» и реагировали на него вяло .

Ялтинский серпантин не радовал – снова стало безумно жарко крутить педали в гору. А мимо проползали троллейбусы… Но наша группа решила, что это не спортивный вид транспорта . У одного из рогатых видели двух «зайцев», прицепившихся на велосипедах за кормой. Один держался за лесенку троллейбуса, другой дополнительно еще за руль первого. Интересно, знает ли водитель, что у него такой «прицеп»?

Где-то на этом серпантине сломался Ваня. Поломку квалифицировали как непоправимую (лопнуло перо), поэтому сперва он шел до нас, а потом до ближайшей остановки троллейбуса. Узнали мы о случившемся далеко не сразу, потому что у нас вошло в моду растягиваться на несколько километров. На очередном привале около мыса Аю-Даг засиделись, т. к. долго ждали наш хвост. И дождались только Артема, который и поведал о поломке.

Цель сегодняшнего вечера – Никитский ботанический сад. Продуктовый магазин самообслуживания перед вечерней стоянкой сподвиг нас на изобретение неформатного ужина. Ужаснейшая местная тушенка уже совершенно надоела, убедили нашего сурового завхоза, что куриное филе почти за те же деньги гораздо лучше! Ну, а раз уж мы сегодня шикуем, то соблазнились еще и на бутылку местного вина в компании с плесневелым сыром! Просто праздник какой-то!

Для ночевки хотели спуститься куда-то совсем поближе к морю. Около ботанического сада набрали водопроводной воды на вечер и двинулись дальше на спуск, который долго не заканчивался… Вот уже и сумерки начались, а перспектива стоянки даже не брезжит на горизонте. Начали общаться на эту тему с встречными местными жителями. Они нам порекомендовали в непосредственной близости от того места, где мы с ними общались, небольшую площадочку над дорогой на окраине, опять же, виноградника. По их версии были места и ниже, но ничего уединенного нам там не светило. Здесь же мы были скрыты от дороги. Разведанная ребятами тропочка, на первый взгляд, казалась немыслимой для втаскивания груженных велосипедов. Дорогу со стороны склона ограничивает каменная 1,5 метровая стена, в которой располагается проколупанная кем-то дыра, шириной с полметра. Вот в нее-то и уводит тропинка. Снимать рюкзаки было лениво, поэтому пошли не самым легким путем – Леха с Ильей встали по сторонам прорехи, Артем подавал велосипеды снизу, а хозяин вела помогал втаскивать его сверху.

Так как это было наше с Артемом дежурство, вечер пролетел в делах и заботах совсем незаметно. Уже традиционный вечерний смех без причины и отбой!

Расстояние на велосипеде – 52 км
Средняя температура дня +22 градуса.

07.05.2012
Уже которое утро просыпание начинается до будильника – местные птицы кричат так, что никакой будильник уже не нужен. Сегодня особенно раннее утро еще и от того, что мы дежурим. Пока готовили еду, наблюдали за жизнью местных муравьев. Никогда своими глазами не видела, как они ждут по утрам свои «карточки заданий»! По крайней мере, я так поняла их бездействие около входа в подземный муравейник.

Собрались, выдвинулись в сторону дороги. Оказалось, что мы зря лезли с велосипедами через узкую щель, так как в сотне метров к винограднику идет нормальная дорога, по которой мы благополучно спустились. Солнца у нас сегодня не наблюдается, поэтому на спусковых участках серпантина даже холодновато. И опять до самой Ялты – спуск, подъем, снова спуск, снова…Усталость уже давала о себе знать, в совсем отчаянную горку большая часть нас идет пешком.

Цель первой половины дня – магазин велозапчастей или туристского снаряжения. По оперативной информации один из таких магазинов располагается непосредственно около автовокзала. Вот туда мы и держим свой путь. На привокзальной площадке заняли себе уютный закуток с лавочкой и видом на город, и приготовились долго ждать Ваню. Пока же отправились на разведку в ближайший магазин, в котором при детальном осмотре из велосипедного обнаружились только перчатки... Доброжелательный продавец близко к сердцу принял нашу проблему и стал обзванивать всех своих знакомых на предмет поиска рамы, а затем вариант с аргоновой сваркой. Рам не было нигде, а сварщик ушел до вечера в море...

Решили, что Артем, Леха и Аня налегке съездят до дальнего спортивного магазина и на металлорынок. Взяли и меня, т. к. каретка теперь не просто скрипит, а издает душераздирающие звуки на всю округу и вполне однозначно нуждается в замене. Сперва зашли в магазин, из которого тут же вышли, т. к. он специализируется на воланчиках и боксерских грушах – ничего для нас в нем не нашлось… Металлорынок, сам по себе, весьма примечателен: узкие рядочки, расстояние между которыми сантиметров 50!!! Протискиваться по ним с великами нереально изначально, там даже движение покупателей одностороннее! Ребята ушли искать велосипедную палатку, а я оставлена сторожем. Пока они ходили, мне местный продавец уже рассказал, что ничего мы здесь не найдем. Даже сбегал короткой дорогой до той точки, которую мои коллеги ушли искать и еще раз подтвердил, что ничего у них нет. И что вообще в Ялте мы не купим раму… В принципе, то же самое мне поведали вернувшиеся ребята.

Остался вопрос с моей скрипучей деталью. Тут же возле рынка располагается Ялтинский институт культуры, на нижних ступенях которого Леха решил заняться ремонтом. Для этого была приобретена Pepsi в жестяной банке, из которой Леша вырезал пластинки. С их помощью он сотворил ремонт – скрип исчез!

Обратно вернулись быстро – чувствуется, однако, разница после нескольких дней ишаченья с рюкзаками! На автовокзале наша группа тем временем разведала парикмахерскую, где за 25 грн мыли голову. Девочки не смогли устоять перед таким соблазном, а Леха еще и подстригся заодно!


В Ялте в парикмахерской Ане моют голову, Леху подстригают. Заходит Юля:
- А ничего, если я тут редиску помою?!


С Ваней решили, что он выезжает на автобусе в конечный пункт нашего маршрута – на велобазу в село Баштановка. Мы же отправляемся дальше по своему маршруту – на Ай-Петри.

Кружение по Ялте без Вани на этот раз заняло чуть больше времени – были разные версии того, куда нам ехать. В прошлое посещение я была в Ялте очень мимолетно, поэтому в этот раз смотрела по сторонам изо всех сил! И опять Ялта мне понравилась! Маленькая и уютная, ухоженная и цветущая – хочется приехать сюда еще раз!

Движение по автомобильным дорогам не радовали. После нескольких дней относительно свободных дорог, активное уличное движение требовало внимания. Но все равно чувствовала я себя спокойнее, чем на родных дорогах, где автомобилисты к велосипедам относятся весьма пренебрежительно.

На выезде из города погода раззадорилась, пришлось снова дружно и жирно мазаться кремом. Сама дорога до Алупки ничем особо не примечательна, добрались всего с одним поворотом «не туда». Меня удивило, что в памяти совершенно не осталось воспоминания о подъезде к подъемнику. Даже площадка перед ним запомнилась как-то иначе. Единственное, что совпадало – толпа зазывающих к себе водителей. Даже наличие у нас велосипедов их не смущает и за 50 грн они готовы нас доставить на Ай-Петри! При этом канатка нам обходится существенно дороже – 60 грн + 30 грн за вел. Но ведь это того стоит! Ведь это же канатная дорога! Где же еще удастся прокатиться на высоту больше километра в маленьком вагончике?! К закрытию успели совсем в обрез – в 17.00 закрывается канатная дорога, а мы в 16.55 у кассы. Билеты нам продали, а ушлые водители тем временем «договорились» с охранником, чтобы перед нами закрыли ворота. Интересный подход, однако! Тащиться по узким лестницам с груженым велосипедом занятие то ещё! Чуток бы побольше силенок! Хорошо, что немножко помогают работники канатной дороги. В желтенький вагончик помимо нас грузились еще 3 велосипедиста «налегке», а также имели ошибку сесть простые граждане. Тесновато получилось и не особо удобно глазеть по сторонам.

Наверху сперва рассматривали виды, параллельно с этим озаботились и нашим ужином. Купить продукты внизу опять же не подумали, здесь же магазинов не было как вида. Пошли с Аней и Лехой знакомиться с ассортиментом кафе. У самого настойчивого владельца кафешки купили замороженное мясо, лепешки, пахлаву – сегодня у нас опять будет необычный ужин! Воду нам добавили бонусом к нашей покупке, хотя на 100% уверена, что денег с нас хитрый татарин взял больше, чем покупка того стоила. Решили по пути, что необходимо нам еще и чебуреков купить местных. Заодно опять же выпросили еще 6 литров воды и 3 столовые ложки майонеза для салата в полиэтиленовом пакетике .

Для лагеря надо было найти укромное местечко подальше от дороги. По пути проезжали вдоль фантастического обрыва с видом на море облаков. Разумеется, здесь мы залипли надолго! Яркого солнца уже не было, зато в его предзакатном освещении все выглядело весьма привлекательно! В небольшом «лесочке» из посаженных когда-то параллельными рядами сосен устроили лагерь.

После ужина улеглась смотреть на звезды. Занятие оказалось заразительным. Сперва ко мне присоединились Люба с Артемом, а потом Настя предложила пойти смотреть на небо с более открытого места. Думала, что и здесь хорошо, но оказалось, что я уже иду вместе со всеми в поля. Хотя нет, не со всеми – Аня и Леха уже устроили себе отбой. Сели большой кучкой, но оказалось, что гораздо удобнее смотреть на небо лежа. И вот мы уже улеглись. Артем рассказывал интересные астрономические факты, а мы глазели, и было так замечательно и уютно, что вечер стал одним из любимых моментов похода!

Расстояние – 38 км
Температура в течение дня от +17 до +28 градусов.

08.05.2012
Очень затяжное утро… Сегодня в планах поездить по Ай-Петри. Но уже с утра наметилась жара, ездить по которой без питьевой воды невозможно. Поэтому половина группы отправляется за водой все в те же кафешки. Настя читает, я пишу, Артем и Юля занимаются ТО своих велосипедов. Попросила Артема заодно посмотреть и мою цепь, вдруг с ней надо что-нибудь делать. Первый раз за поход получила отказ и даже как-то опешила от неожиданности. Зато в очередной раз выслушала ценное напоминание, что смазывание своей цепи личное дело каждого участника…

Наш веселый водовоз – Леха – опять привез 5-литровую бутыль, которую разобрали по мелким бутылкам, собрались, упаковались, выехали. В плане покататься вдоль Ай-Петринского гребня. Большая часть плато принадлежит заповеднику, пройти в который можно за определенную плату. У нас такой цели нет, поэтому едем какой-то полевой дорожкой в произвольном направлении. Хотя Артем – с картой, и он, скорее всего, знает, куда мы едем. В укромном местечке скидываем и прячем большие рюкзаки, дальше будем передвигаться налегке. Хотя дорога такая, что на скорости это преимущество сильно не отражается. Выбрались к краю на какую-то вершинку, где есть даже триангуляционный пункт. Вчерашнее море облаков от середины скалы и ощущение безграничности. Только вот облака стали стремительно мрачнеть. О! Вот уже и первые капли! Мы пока еще не верим, что нашим планам не суждено сбыться, мы все еще хотим дойти хотя бы до еще одного уступа. Выбираемся обратно на дорогу, надеясь по ней добраться до следующей «смотровой» площадки. Но… Дождь из слегка накрапывающего как-то резко перешел в сильнольющий. И Артем дал команду возвращаться в лагерь... И тут линуло! Причем так, будто все, что скопилось за аномально сухую весну, стремилось вылиться разом! Ехать на велосипеде не представлялось возможным, вести его в поводу – однозначно вымокнуть до нитки. Мы с Аней забрались под разлапистую крымскую сосенку переждать шквал, сюда же пришел с маленьким тентиком Алексей. Как мыши сбились в плотную кучку, накрылись тентом и стали ждать, когда хоть чуть-чуть стихнет буйство погоды. Но скорым затишьем даже не пахло, – к ливню добавились молнии с громом, а немного погодя по каскам застучали приличного размера градинки!!! Дорога, по которой нам предстояло ехать, превратилась в сплошной водный поток! Пережидать пришлось очень долго, но в первый же подходящий просвет решили выбираться из своего гнезда. Дождевик в этот раз я забыла дома, поэтому даже под затихающим дождем одежда быстро стала влажной.

Ехать по раскисшей от дождя дороге, возможности не было. Дошли до лагеря пешком. Наши товарищи смогли спасти от тотального промокания все наши рюкзаки, укрыв их тентом. Спасибо, ребята! Сами же все мокрые сидели в наскоро поставленной палатке и грелись. Разумеется, нам троим досталось за самовольное пережидание дождя под кустом. И даже не раз за этот день. Ну, да, неправильно мы поступили, но в тот момент естественным желанием организма было сидеть под кустиком и не дергаться… Поругали-поругали, хорошо, что хотя бы наказание не выписали!

Дождь постепенно стих до мелких капелек и исчез вовсе, только облака еще оставались и мешали жаркому, как до грозы, солнцу быстренько все высушить. Экспресс-осмотр рюкзака показал, что в нем что-то сырое есть однозначно. Но смотреть, что именно вымокло и насколько сильно, пока не хотелось. Хватало сушки тех вещей, которые были со мной во время грозы .

Пока сушились, организовали чай без ничего. И опять же спасибо запасливому Лехе, у которого то банка каши с мясом заваляется, то рыбная консерва, то чай на всю нашу чаячью толпу. Очень удачно вписались и консервированные ананасы, предложенные Настей – от теплой воды со сладкой вкусняшкой организм быстрее смирился с последствиями дождя .

Собираемся. Дождь крупно попутал все наши планы, поэтому на сегодня остается только спуск в Соколиное. Впереди у нас несколько километров серпантина. Дорожные петли здесь заложены так часто, что на некоторых участках одновременно видно по 2-3 соседних петли, идущих практически параллельно друг другу! Ехать Артем распорядился максимально медленно и компактно. Так что этот спуск у нас получился образцово-показательным – не растягивались и ждали хвост. Проскочили верхнюю, открытую, часть дороги, где от ливня уже не осталось и следов. Дальше, дорога спускается по залесенному склону, где пришлось ехать еще аккуратнее, так как стало еще уже, а асфальт в тени деревьев не просох совершенно. А еще из-за все той же тени стало откровенно прохладно. Особенно пальцам, которые ни разу не отрывались от ручек тормоза! Спускались часа 1,5, притом, что подниматься сюда пришлось бы, скорее всего, полный день!

В Соколином оказались уже совсем в сумерках. В придорожном магазине встретились со вчерашними попутчиками по канатке. Опять же фантастическое совпадение, что один из них родом из Перми! Далеко ехать с продуктами и в темноте неинтересно – отъехали от поселка на небольшое расстояние и около маленькой, но весьма бурной речки встали на ночевку. Вот теперь мы смогли в полной мере оценить ущерб, нанесенный нам ливнем! Весь вечер во влажной одежде зябли, поэтому решили с девочками из своих трех влажных спальников собрать один влажный комбайн. С вечера это стало для нас просто спасением, так как мы быстренько согрелись и уснули…

Общее расстояние 30 км, из которых 22 км – спуск
Температура +22 с утра, +9 в грозу.

09.05.2012
Утро было посвящено сушке влажных вещей. Уже с самого утра солнце так припекало, что к обеду развешанные гирлянды мокриц снова превратились в нашу одежду. Параллельно с сушкой и загоранием Алексей в очередной раз устранил очередной дефект моего вела – надсадного скрипа каретки с этого дня я больше не слышала! Собственно, ура!

После вялых сборов мы неспешно выдвигаемся в сторону Бахчисарая. По пути теперь у нас мелкие села вдоль дороги с типично украинскими хатами, большими цветущими садами и все теми же виноградниками. Село с удивительным названием Аромат, около которого мы практически и ночевали, действительно ароматно пахнет виноградным соком! А цветущие акации добавляют в такой знакомый и привычный сладкий запах что-то необычное, южное!

Сегодня у нас 9 мая, села готовятся к торжеству: на столбах вывешены флажки, у сельсоветов стройными рядами стоят стулья, сооружаются помосты для местной самодеятельности, чинно прогуливаются ветераны в орденах. Вот так и должен выглядеть День Победы, в моем представлении. Без пафосности городских плакатов, без пьяной и шумной молодежи, не знающей, что они отмечают, без бессмысленных салютов…Хотя, я могу и ошибаться, День Победы у каждого свой…

До Бахчисарая добрались достаточно быстро. Сам по себе он нас интересует исключительно на предмет обменников, но таковых в открытом виде не находится, ибо праздничный день… Покружив по окраине, решаем ехать в конечный пункт нашего маршрута – село Баштановка, где уже несколько дней нас дожидается Ваня. Решили, поехали. Большая часть дороги представляет собой слегка наклонный спуск, поэтому до искомого села долетели очень быстро. Опять же быстро отыскалась и нужная нам велобаза «Колесо», которая встретила нас довольно уютным двориком и комфортными номерами с необходимым минимумом удобств. Само подворье располагается у подножия Качи-Кальона в долине реки Кача. На сегодня планов больше никаких нет, поэтому сперва отправляемся закупить продуктов на завтрак-ужин, а затем идем гулять на ближайшую скалу. Сама по себе скала представляет собой мезозойский известняковый массив, облюбованный средневековыми жителями здешних мест для создания пещерного монастыря.

Многочисленные остатки жилых, хозяйственных и культовых пещерных сооружений Качи-Кальона исследователи воспринимают по-разному. По мнению одних, здесь был некогда монастырь, другие называют качинский "корабль" городищем или "пещерным городом", третьи – сельским поселением. Установлено, что вначале это было небольшое сельское поселение, при котором возводится вскоре укрепленное убежище, что и дало повод называть памятник городищем. Позднее возник и относительно небольшой православный монастырь. Период развития и расцвета Качи-Кальона приходится на VI—XVIII вв. Сейчас город входит в Бахчисарайский историко-культурный заповедник (Интернет).

В основании скалы обосновался небольшой мужской скит, который параллельно занимается еще и «ресторанным» делом. Или занимается не сам скит, а кто-то при нем. Тем не менее, зазывающий нас на компот мужичонка из Усьвы (!!!) доверия не вызывал. От компота мы отказались и пошли дальше карабкаться в свою гору. Постепенно тропинка привела на вершинку первого уступа. Первого из многих. Вот уже кажется, что ты через пару десятков метров окажешься на высшей точке, доходишь, а там обнаруживается следующий уступ, разумеется, еще более высокий… Но зато вид с каждым разом открывается все более и более захватывающий! Дойти до самой высокой точки мы так и не смогли, просто на одном из уступов нам так хорошо сиделось, что двигаться дальше просто не захотелось. Фотографировались, болтали, снова фотографировались. Вот уже и солнце однозначно наметило себе путь к закату, пора бы и в лагерь отправляться. Леху все-таки поманила самая дальняя скала, пошел туда позировать в кадр. Шел он дотуда так долго, что мы его размер на будущей фотографии с 5 пикселей уменьшили до 1,5 – видна была только маленькая зеленая точка! Зато пока он бродил, на гору поднялись ребята, занимающиеся B.A.S.E–jamping’ом. Когда за край скалы ушел первый, мы только и успели, что рты открыть от удивления. «3,2,1 – увидимся!» – и второй прыгун скрылся за краем! Но тут мы уже были готовы и дружно прильнули к краю скалы, чтобы увидеть весь его краткий полет. Парашют открывается через 3 секунды, а дальше несколько минут свободного парения и очередной подъем на скалу – вот такая вот у них «забава».

В лагерь вернулись чуть раньше сумерек, сегодня мы с Аней дежурим, поэтому, чем занимался наш народ, мне не известно. А после ужина мы немного сидели под звездами и ждали падающий метеорит. Даже засветка от базы не сильно мешала видеть мириады звезд, среди которых нет-нет, да и срывалась одна в свой последний полет…

Общее расстояние на велосипедах – 40 км
Температура на солнце +32 градуса.

10.05.2012
В этот день запланировано активно погулять по окрестным пещерным городам. Но, как говорится: «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Основательно погулять не получилось... С утра мы довольно долго собирались, поэтому выехали уже в 10-м часу. Сегодня с нами вновь отправляется кататься Ваня, только теперь на прокатном велосипеде. Еще на базе Артем дал команду «Да делайте вы, что хотите!» Из-за этого руководства к действию у нас возникли нестыковки: кто-то ушел в магазин, кто-то ждал ушедших, а потом сам пошел в магазин…Разброд и шатания, короче говоря. С горем пополам собрались, выехали.

Решено начать с древнего городища Тепе-Кермен, а затем через него уехать полевыми дорогами на Чуфут-Кале и далее в Бахчисарай – т. е. в направлении, встречном маршруту 2010 года. Само городище появилось перед нами достаточно быстро, только вот было совершенно неясно, где к нему подходит дорога. На GPS и на карте была полевая дорога, а в реальности – нет. Хотя, что там карты – зачастую в былой державе под надписью «брошенная деревня» скрывались целые военные города. Нечто похожее наблюдалось и здесь – на карте значился пионерский лагерь, в реальности же дорога наша постепенно уперлась в колючую проволоку с вышками по периметру, железными ржавеющими ангарами, рядочком ГАЗ-66 и зарастающим мелким подростом плацем… Пионерлагерь, однако…

Тем не менее, дорога здесь по-прежнему наблюдалась, поэтому немного помявшись, мы по ней и начали спуск. Зря! Сперва от нее ответвился небольшой приток, уводящий в сторону гавкающей собаки и закрытой калитки, а затем она и вовсе истончилась и затерялась среди молодой поросли. Очередной невероятный спуск по буеракам и вот, мы убедились, что дорога неправильная. Как сказали парни, это, скорее всего, контрольно-следовая полоса военной базы, а не дорога вовсе…Пришлось карабкаться в эту же самую умопомрачительную гору обратно. Только теперь не я сидела на велике, а он на мне…

Еще немного возвращаемся назад, до ключевой развилки, где допустили ошибку в стратегическом планировании маршрута к Горе. Сама по себе дорога так себе, с приличным количеством ямок, рытвин, камней и промоин. Ехать по такой – сущее наказание. И если в гору карабкание боле менее сносно, то при спуске отчаянно заносит. Задние тормоза к концу похода у меня уже стали совсем не тормозами, да и тросики прилично вытянулись, но лезти к нашему ремонтнику со своими проблемами я больше уже не решалась, авось так докатаюсь. И докатилась… На каком-то не особо даже хитром участке корму велосипеда сильно повело в сторону, справиться я с этим наваждением я не смогла, поэтому пришлось тормозить опять же уже коленями. Да еще и следом ехал народ, даже полежать спокойно в белоснежной меловой дорожной пыли мне не дали. Зато Юлина аптечка опять оказалась нужна! Мы для меня достали из нее вторую стерильную салфетку и даже несколько капель перекиси потратили! Замечательно, когда аптечка так мало пользуется спросом!

Со второй попытки мы добрались до желанной Горы. «Тепе-Кермен» в переводе с крымскотатарского означает «холм-крепость» или «крепость на вершине», что очень хорошо отражается в действительности! Городище представляет собой  систему пещерных сооружений, расположенную на вершине горы-останца.

Город существовал в период с VI по XIV века. Наибольшего расцвета достиг в XII—XIII веках. Высока концентрация искусственных пещер — более 230-ти. Есть пещерная церковь XII—IX веков с высеченными крестами, могилами, надписями на греческом. Среди кустарника и травы видны следы фундаментов. Стены не сохранились. Гибель города по некоторым версиям привязывают к набегу золотоордынского бека Ногая в 1299 году. По насыщенности искусственными пещерными сооружениями Тепе-Кермен занимает первое место среди памятников подобного рода, по количеству таких сооружений уступает только Эски-Кермену. Пещеры зачастую составлены из двух-трёх отсеков-комнат, расположены в нескольких этажах. Площадь городища тоже можно разделить на три яруса – верхний – занимающий территорию самого плато, средний, расположенный на скальном «балконе» и нижний – это пещеры, расположенные у подножия скал. Очевидно, в древности город делился на «верхний город» или цитадель и посад, расположенный в нижних ярусах у подошвы горы. Северо-восточный склон горы занимает древний некрополь, к сожалению, уже неоднократно ограбленный. Некрополь состоит из склепов, подбойных, плитовых и грунтовых могил. Исследования некрополя подтвердили его несомненную принадлежность городищу. Первые погребальные сооружения относятся к 6-7вв. н.э. Входы в склепы закрывались закладными плитами с овальным отверстием (Интернет).

Артем остается сторожем с велосипедами у подножия, мы же отправляемся гулять. По указанной тропочке зашли на Тепе-Кермен несколько иначе, чем в прошлое посещение. Поэтому с нового ракурса открылись и новые пещерки, которых я раньше не видела. По верхней площадке мы гуляли уже не вместе – в какой-то момент все разбрелись парами и поодиночке, что собраться для совместного спуска уже не представлялось возможным. Мы бродили с Любой, заглядывая во все попадающиеся пещерные норки. Из интересного в этот раз была ниша, заканчивающаяся «балконом» с видом на окрестные холмы и «часовня» или что-то отдаленно таковую напоминающее. Около «церкви» встретили Ивана с Алексеем, с которыми пытались понять назначение могилообразных ямок в полу церкви. Люба даже примеряла себя, чтобы убедиться, что это не могут быть могилы – слишком уж они мелкие. Так мы со своими догадками и остались.

Особый интерес представляет собой пещерная церковь. Кроме того, что здесь можно наблюдать крестильную купель, в помещении храма и на привходовой площадке находятся вырубные могилы, в которых в древнее время хоронили наиболее уважаемых людей – священников или ктиторов храма. Использовались вырубные могилы как временное место погребения покойников. По истечении 10-15 лет прах вынимали из могилы и перемещали в специально вырубленные пещеры – костницы (Интернет).

По ходу прогулки, уже который раз возник вопрос, а кем же были те караимы, которые здесь жили ранее. В моей голове на тот момент не было нужной информации, обещала рассказать в дневнике:

Крымские караимы – малочисленный тюркский народ, сложившийся как этнос в Крыму. Термин «караимы», обозначавший принадлежность к религии (караимизм), со временем для крымских караимов стал этнонимом. В настоящее время в мире всего 2000 караимов, из них в Крыму – 800. Крымские караимы относятся к тюркской группе алтайской семьи народов. Хотя очень часто караимов причисляют к иудеям, это в корне не верно. По антропометрическим признакам караимы являются потомками хазар и не имеют по происхождению ничего общего с евреями. Религия караимов – караимизм, признаёт только Ветхий Завет, чем отличается от христианства (Ветхий Завет + Новый Завет), иудаизма (Ветхий Завет + Талмуд) и ислама (Ветхий Завет + Коран). Караимы признают Иисуса Христа и Магомета великими пророками. Попытки некоторых авторов рассматривать караимизм как вариант иудаизма не выдерживают никакой критики (караимы, как и христиане, отвергают Талмуд). Не следует путать крымских караимов, как этнос, с некоторыми представителями других этнических групп (русские, арабы, греки и др.), также исповедующими караимизм (Интернет).

Со своего «балкона» мы с Любой видели спускающихся парней, видимо, мы уже вдвоем тут бродим, все наши ушли. Весьма удачно оказалось, что заканчивали мы свой маршрут в районе короткого выхода на тропу, представляющего собой очень крутой и невероятно пыльный угор, скатываться с которого в дождливую погоду я бы не хотела никогда в жизни. Тот самый угор, по которому в прошлое посещение мы имели сомнительное удовольствие подниматься на четвереньках. Зато в этот раз короткая дорога вывела нас к тропинке так быстро, что мы умудрились «подрезать» основную спускающуюся часть нашего народа. Дальше шли уже все вместе, видимо, поэтому никто в отдельности не следил за дорогой, в результате чего, нужную нам тропинку мы прошли. Возвращаться назад не хотелось отчаянно, да и места казались смутно знакомыми, поэтому решили выйти к месту оставленных велосипедов новой дорожкой, заодно и посмотреть, куда нам теперь ехать дальше. Дорожка оказалась с подвохом – от нашей подъемной тропочки она нас уже давно увела и уводила все дальше. Но возвращаться не было даже в мыслях, поэтому мы все шли и шли по ней, совершая интуитивно повороты в том направлении, где должен находиться Артем с велосипедами. И действительно, однажды дорога нас привела в нужное место, но с совершенно противоположной стороны. Практически одновременно с нашим приходом начался легкий солнечный дождь. Вот уже и закономерность наметилась – стоит нам сойти с асфальта, как природа начинает рыдать.

Коллективный разум решил, что по мокрым полевым дорогам нам ехать не хочется, поэтому в Бахчисарай поедем обратно – через Баштановку, по трассе. Что ж, обратно, так обратно. Дорога до асфальта ничем не примечательна, как, собственно, и дорога до города. Около Баштановки Артем нас покинул. В городе, прежде всего, интересовал обменный пункт, так как гривны у всех уже подзакончились. Меняли деньги в цивильном банке с применением паспорта и выдачей кучи квитанций. Долгий сервис, в уличном обменнике гораздо удобнее – меньше минуты уходит на процедуру. Собирались доехать до Успенского монастыря и Чуфут-Кале, но через кафе. Настя с Ильей тоже решили, что на сегодня их программа завершена и отбыли в Баштановку. Мы же вшестером отправились в Старый город в кафе «Алие», понравившееся нам в 2010. Даже умудрились тот же самый столик занять и весьма неплохо пообедали! А вот после обеда планы неожиданно опять поменялись. Ехать дальше уже не хотелось практически никому, поэтому в окрестных лавочках устроили себе сувенирно-подарочный шопинг и отправились домой.

В качестве заключительного бонуса на сегодня у нас заказана баня, которая как раз подоспела к нашему возвращению в лагерь. Просто нереально приятно после стольких дней пребывания на солнце посидеть в сауне с вениками и купелью холодной воды!

Юля: - Вот дубовым веником я еще никогда не дубасилась!

Послебанное время пробежало в сборах на завтра, даже ужин нас не сильно подзадержал за общим столом – хотелось спать, поэтому отбой на сегодня!

Общее расстояние на велосипедах – около 40 км
Температура дня +32 градусов.

11.05.2012
Ужасающе ранний подъем от стука в дверь! В половине пятого нам надо уже выходить, поэтому сильно с завтраком не заморачивались – бутерброды и чай. Ночная темнота еще не прошла, какое-то время была даже потребность в фонарике. Рассвет начался, когда мы были уже на трассе. Изначально предполагалось, что с утра мы доедем до Симферополя – 30 с чем-то километров – на своих колесах. Но в ходе здравых размышлений решили не рисковать – случиться может по пути любая поломка и до свидания поезд! Поэтому 10 км до вокзала в Бахчисарае, а далее до Симферополя на электроне – вполне нормальное решение.

Утренняя дорога до Бахчисарайского вокзала была щемяще приятной. Последние километры бегущего навстречу асфальта, встающее крымское солнце, легкий запах цветущей акации, теплый ветер и ощущение чего-то родного и очень любимого…


От Бахчисарая в 6:07 по местному времени электричка увозит нас в Симферополь, здесь нам ждать своего поезда больше трех часов. Комфортно располагаемся на перроне, разбираем свои велосипеды, упаковываем вещи. Здесь же встретились с Вадиком и Игорем, которые со своих соревнований решили ехать вместе с нами.

Оба поезда запомнились бесконечными играми. Играли в карты на одевание – невероятная забава в условиях немыслимо душного вагона! Самым экстравагантным прикидом перед таможенниками щеголяла Юля, шлем на фоне ее этнического наряда смотрелся блекловато . Традиционные уже «есть контакт» и «полный пипец» надоесть практически не успели, новые люди – новые выдумки, играть было весело и интересно!

Игра в карты на одевание. Юля отчаянно проигрывает:- Думай мозг, думай!
Вадик продолжает ее мысль:- Что бы надеть?! Что бы надеть!?

В Москве надо было перейти на другой вокзал. Стремления наши разделились: Аня, Леха и Артем потащились с великами через метро, оставшиеся же собрали велосипеды, посадили на багажники рюкзаки и отправились до места пешочком. Рабочий московский день совершенно не обеспечивал пустынности улиц – сновал бесконечный народ, череда нескончаемых машин, пыль и шум были слегка неестественны после Крыма. Радовало, что теплую погоду мы привезли с собой! Настолько теплую, что после подъема с великами по ступеньками подземного перехода отчетливо вспомнились Крымские серпантинчики .

Последний участок пути пролетел все в тех же играх. Вот уже и Пермь, майские каникулы подошли к финалу, остался только заключительный снимок на пермском перроне в новой, но весьма замечательной компании .


Ещё дневники этого автора
Голосов: 239
Комментарии читателей (4)
Лис (Санкт-Петербург)
Очень хорошо описано, стильно. Поломок в походе очень много, прямо перебор. Но прочитать было приятно.
Через неделю едем от Феодосии до Севастополя, так что отчет ваш будет очень полезен первую половину пути.
28-04-2013 02:52:02
Kane WetSun
написать
Отличный отчёт. Как красиво Вы пишете!!! Складно и интересно. И вставки исторические вкусные.

А я свой отчет украинский стесняюсь выкладывать. Он не спортивный совсем и местами бомжеватый.
13-06-2012 10:50:38
Надежда (Пермь)
написать
Мари-ии-иина-ааа!!! Исправь, пжлста, что до 13 мая поход... Чет я попутала где-то...(((
30-05-2012 22:15:40
Admin:  Исправлено 31-05-2012 10:47:49
Артём
А почему 14 мая? Надя, у тебя поход затянулся, как погляжу
Дневник супер, перепост сделаю на велопермь в тему.
30-05-2012 20:50:50
   Участники
Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: December 01 2021 15:16:54
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна